Стоит ли платить менеджерам оклады?

Nov 27, 2010 19:16


За что платится оклад менеджеру по продажам.
Стоит ли вообще его платить?

При устройстве на работу менеджеры задают типовой вопрос: «А какой оклад у Вас выплачивается?»
Изначально предполагается, что вне зависимости от количества продаж менеджер должен получать какую-то сумму денег, обеспечивающую ему минимальный прожиточный минимум.
С точки же зрения хозяев бизнеса кормить менеджера, не делающего продаж, равносильно содержанию кошки, которая не ловит мышей.

Преамбула
Без лишнего цинизма, но и без моралина примем в качестве априорных следующие факты:
  • Если кошка не ловит мышей, нет смысла ее кормить - при условии, что основная задача кошки состоит в уничтожении грызунов. Если менеджер не делает продаж - оклад он не заработал - при условии, что задача менеджера делать продажи.
  • Все люди любят халяву. Оклад, выплачиваемый менеджеру - это разновидность халявы. Оклад - это подарок. Заслуженный это подарок или нет - большой вопрос.
    Задача руководства фирмы в том, чтобы любой подарок был заслужен.
  • Желание получать оклад законно и обоснованно - любой человек стремится к стабильности. Оклад - это островок стабильности в неспокойном море продаж. Любой менеджер знает - у каждого возможен спад. Человек вправе рассчитывать на гарантированный минимум.
  • В продажах бывают подъемы и спады. Не все зависит от менеджера. Морить голодом человека, если по тем или иным не зависящим от него причинам произошел спад - неправильно.
  • Кормить дармоедов тоже неправильно. Если человек не работает - нет оснований платить ему деньги.
  • Единственное мерило успешности менеджера по продажам - это сделанные продажи. Нет продаж - работа не сделана.

Взгляд менеджера: обоснование необходимости платить оклад
  • На что я буду жить, если вдруг в какой-то месяц не будет продаж?
  • Выплачивая мне оклад, фирма проявляет обо мне заботу и показывает, что готова вкладывать в меня деньги.
  • Я люблю деньги. Я хочу больше денег. Чем больше денег я получу за свою работу - тем лучше.
  • Мой труд недостаточно ценится, надо пытаться урвать там, где получается.

Взгляд хозяина бизнеса: почему оклад платить не стоит
  • Нет продаж - нет денег. Нет денег - нечем и не за что платить.
  • Больше продавай - больше заработаешь. Это бизнес - халявы не будет.
  • Если менеджер не способен заработать своими продажами себе на прожиточный минимум - это не менеджер.
  • Где гарантия, что менеджеру не будет достаточно оклада? Тогда у него вообще не будет стимула работать: бесплатный интернет, телефон, да еще деньги платят за просиживание штанов….

Наличие и отсутствие оклада: плюсы и минусы
Попробуем взглянуть на плюсы и минусы окладной системы.

Оклад платится

Положительные моменты
  • Менеджер чувствует заботу фирмы. В случае непредвиденных обстоятельств он получит какой-то минимальный оклад и не уволится при первых же проблемах.
  • Фирма закрепляет ценные кадры.
  • Повышается мотивация менеджеров.

Отрицательные моменты
  • Часто при выборе места работы размер оклада имеет большее значение, чем вознаграждение за продажи. Продажи еще сделать надо, а оклад будет получен в любом случае.
  • Если размер оклада достаточно велик - у некоторых менеджеров снижается мотивация работать. А зачем?..
  • Если оклад мал - руководство фирмы обвиняется в жадности. Мотивация работать снижается. Менеджер легко переходит в фирму, предлагающую больший оклад.
  • Если есть оклад и нет продаж - деньги выдаются тому, кто их не заработал, де факто деньги выбрасываются на ветер.

Оклад НЕ платится

Положительные моменты
  • Экономия денег. Деньги выплачиваются за фактически сделанную полезную работу - т.е. за продажи.
  • Усиление мотивации работать - некоторые менеджеры начинают работать значительно активнее - иначе помрут от голода.
  • Деньги получают только те, кто реально работает. Происходит быстрое вымывание не желающих работать. Работающие понимают, что результат на 100% зависит только от них.

Отрицательные моменты
  • Значительное увеличение текучки кадров. Большинство менеджеров сменяет работу сразу же, как только получает более выгодное предложение.
  • На рабочих местах увеличивается количество сотрудников с низкой компетентностью. Высококомпетентные сотрудники предпочтут работу с лучшей мотивацией.
  • Отсутствие оклада воспринимается персоналом отдела продаж как нежелание фирмы вкладывать деньги в своих же сотрудников.

Таким образом менеджеры вполне справедливо и обоснованно рассчитывают на оклад, ведь далеко не все зависит от них. Они стремятся к стабильности.
К тому же фирма, выплачивающая менеджерам оклады, показывает заботу о собственных кадрах.

Но что делать с теми, кто не выполняет план?
Если человек по тем или иным причинам не может работать менеджером по продажам - вообще или в данной конкретной организации - он не должен там работать.
Это вопрос контроля.
Решение проблемы незаслуженных подарков - это чисто организационный вопрос.

Менеджер работает и выполняет требования - он получает заслуженный оклад и % с продаж.
У менеджера проблемы с выполнением плана - с ним проводится работа, но он получает оклад.
Менеджер в принципе не соответствует требованиям компании - он в ней не работает.

В общем-то проблема выплаты оклада тем, кто его не заработал - проблема чисто организационного характера.
Если человек не выполняет требования - с ним проводится работа.
Если он не меняется - значит нужно с ним расставаться.
Балласт за борт.

Размер оклада необходимо привязывать к выполнению плана: чем больше продаж - тем больше оклад.
Мало продаж - MIN оклад.
Так что при НЕвыполнении плана мы рискуем лишь минимальным окладом.

мотивация, продажи, управление продажами, отдел продаж, кадры

Previous post Next post
Up