Игорь Колгарев. Церковь и государство

Jul 07, 2014 15:18

Если бы мир принял Христа и Его учение не убивать друг друга, не было бы анархии и беззакония, а Божий мир. Построение таких деревень, где бы не было судов и карательных органов, уже осуществлялось в истории Церкви и очень успешно. Христиане должны быть примером миру сему, светом. Показать пример в мирной жизни, отсутствии жажды мести и убийства - это много значит, не то, что показать, что мы такие же, «как все прочие народы».

Писание не обещает нам, что христианам удастся построить христианское государство на земле. Это утопия, если сказать больше, - провокация. Надо быть реалистами и знать, что на земле до 2-го Пришествия не может быть стран или городов, полностью состоящих из рожденных свыше христиан. Никогда такого не будет. «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8) Не будет массового обращения ко Христу до Великой скорби, наоборот, будет отступление, в том числе и Церкви, что мы и видим на примере ширящегося обольщения христиан лжеучением о возможности убивать братьев своих в составе языческих войск. Не наше дело думать за этот мир, как ему обустроить порядок на земле, тем более, что мир хочет это делать (и делает) всегда без Бога, без веры и без добра.

Христиане призваны быть примерными гражданами. Но важный библейский принцип гласит: церковь должна быть отделена от государства. Они служат разным целям. Задача государства - обустроить жизнь на земле, задача Церкви - приготовить к жизни на небе.

Вся история человечества свидетельствует о том, что слияние Церкви и государства никогда не приносило пользы ни той, ни другому. Именно их соединение является признаком Блудницы. «С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:2) «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17:5-6)

За примерами ходить далеко не надо: Римская империя, объявившая христианство государственной религией, а всех несогласных, ущемлявшая. Инквизиция Римской католической церкви мечом и кровью вводила веру, где только могла. Наша страна, Россия, где князь Владимир казнил всех несогласных креститься в православие. Средневековые короли заискивали перед папой римским, а российские цари управляли патриархами, и, в конце концов, их сменили (Петр I)

Но всегда, еще со времен Константина, были истинные верующие, которые видели пагубность этого пути. «Не дело императора вмешиваться в дела церкви, и не дело церкви вникать в дела государственные, а поэтому епископам нечего делать в царских палатах», - говорили донатисты.

В 1611 г. баптисты Англии писали в своем вероучении: «Мы верим, что правительство не должно вмешиваться в религиозные вопросы и оно не имеет права принуждать людей исповедовать ту или иную религию, потому что единый Законодатель церкви и совести каждого человека в отдельности есть Христос».

В исповедании веры 1644 г. были такие слова: «Мы признаем себя обязанными подчиняться гражданской власти во всем, кроме вопросов веры, в которой мы должны повиноваться только Христу, исповедуя и сохраняя свою веру даже среди испытаний и гонений, жертвуя своим имуществом, своими женами, детьми, отцами, матерями, братьями, сестрами, даже собственной жизнью и памятуя всегда, что мы должны повиноваться больше Христу, чем людям. Лук. 14:26, Деян. 4:29».

Это из Деяний: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19-20) Это главное место в наших взаимоотношениях с властями. Такое же, разумеется, как «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мтф. 22:21) Они раздельны. Каждому - свое.

Вообще, как может государство приказать церкви что-то делать или не делать? Пусть скажет тогда нашему Главе. А Глава нашей церкви - Христос (Еф. 5:23-24)

Важно помнить, что Церковь не от мира сего. Христос молился: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14-16)

Пилату «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36)

Вмешиваться в дела государства Церковь не имеет права. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы - храм Бога живаго, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6:14-17) Не преклоняться под одно ярмо важно во всех вопросах: в политике, бизнесе, вере. Церковь не может брать на себя функции светской власти. Это для нее противоестественно.

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мтф. 20:25-28) Это и о правлении в государственных структурах.

О суде мирских дел. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лук. 12:13-14)

Каждый христианин - часть Церкви, потому ему не должно запрягаться в чужое ярмо с неверными.

Вместо проповеди Евангелия христианам сейчас все чаще и чаще предлагают управлять этим миром мирскими средствами (а другими средствами и не получится). Но это конец Церкви. Прямо как искушение Христа в пустыне сатаной.

Неверующие правят миром не потому, что туда не идут христиане, а потому, что время христиан править еще не пришло. И христиане не обижаются на сатанинские правительства, а терпят их и молятся за них, как и повелел Христос и апостолы.

Если бы верующие были в правительстве, они должны были бы отменить армию, а начальник, придерживающийся воли Божьей, при нынешнем состоянии мира сего не продержался бы и двух дней. Нет на это благословения Божьего. «Потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного» (1 Пар. 29:15) «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, (20) но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, (21) ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Лук. 6:19-21)

Божьей воле противоречит убийство христианами врагов на войне (или милиционерами - бандитов), а потому начальник-христианин обречен быть или плохим начальником (военным) или плохим христианином, пошедшим на компромисс с миром сим.

Проблемы с правлением миром христианами большие, и их не решить по плотскому уму, игнорируя указания Писания и Святого Духа. Не надо брать только такие проблемы, какие мы сами на себя взвалили, без благословения Божьего взявшись за дело не для детей Божьих существующее. Конечно, молиться за всех заблуждающихся христианам надо, но тех, кто грешит, нельзя убаюкивать ложью, что у них все в порядке, даже если они человекоубийцы. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин. 3:15)

Убивая убийцу, ты сам становишься убийцей. Проблема в России не в том, что христиан нет в армии и милиции, а в том, что Россия не верит в Бога, а верит в «сильную руку», армию и репрессивные меры.

Солью земли христиане могут быть только отдельно от мира сего, не участвуя в его беззакониях. Именно отделением от мира является наша соленость. Об этом и говорит текст о соли земли, идущий после слов Христа о блаженствах. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мтф. 5)

Свет должен светить во тьме, а не быть одно со тьмою. Христиане должны быть примером для мира, а не быть служителями насилия. Если нет отделения света от тьмы, нет и света. «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1:4)

А то, что предлагают христианам враги миролюбия, это называется в Писании дружбой с миром, то есть - враждой с Богом, не меньше, а также участием в беззакониях Вавилонской блудницы.

В Тит. 3:1 написано: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». Но тут же «на доброе дело» написано. А воевать - это самое злое дело, какое только может быть. Убийство на войне для христиан неприемлемо. Бог установил для верующих периода благодати такие пределы, в которые убийства, ненависть, вражда и физические оскорбления не входят. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».

Отделение Церкви от государства предполагает и то, что члены Церкви отделены в вопросах совести от государственных интересов, предпочитая Божье человеческому. И так было в самом начале христианства. Ориген писал: «Мы участвуем в гражданских делах. Вместе с молитвой мы занимаемся самоотречением и размышлением, которые учат нас презирать (земные) удовольствия и не поддаваться их соблазну (1Ин. 2,15-16) Никто не воюет за императора лучше, чем мы. Мы не намерены воевать под его командованием, но мы воюем от его имени, создавая особенную армию - армию благочестия, преподнося наши молитвы Богу. Христиане приносят большую пользу в своей стране, чем другие. Они учат граждан благочестию. Они впускают в Божественный город тех, кто жил в благочестии на земле».

Селсус считал, что христиане должны принимать посты в правительстве; по-видимому, они тогда этого не делали. Ориген не соглашается с этим взглядом: христиане отказываются от должностей в правительстве не для того, чтобы избежать гражданский долг, а для того, чтобы сохранить себя для служения и более важной должности - спасения человечества.

Несение Евангелия ставится некоторыми в зависимость от тихой и безмятежной жизни и от того, если наши правители станут христианами. А без этого, мол, нельзя. Конечно, хорошо жить в мире, и за это надо молиться, но если смотреть Писание, то оно говорит, скорее, об обратном. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20) «И будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21:17-19) Как писал брат, настоящий герой веры, Н. П. Храпов: «Без креста невозможно понять Христа». Хотя мир, конечно, нужен, и дай Бог, чтоб гонений не было, но только не ценой уступок миру и греху.

Христиане не жаждут гонений, не ищут их, но становиться приспособленцами и подхалимами у сильных мира сего не собираются. Став милиционерами и военными, христиане не смогут противиться гонениям на христиан, но сами станут гонителями своих же братьев. Незавидная участь. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».

Христиане спасают души грешников, открывая им Христа как Спасителя их вечных душ. Конечно, христианин сделает все возможное и для спасения в чисто физическом смысле, но без оружия, соблюдая учение Христа о миролюбии, с Божьей помощью все возможно человеку.

Кто такой «Наблюдающий над душою твоею»? - Это Бог, Которому мы и должны предать путь наш.

Игорь Колгарев.     Источник:  Голос Истины

©Czesław List

Назад →

Православие

Previous post Next post
Up