Беседы об искусстве с Czesław List ____________________________
Поль Сезанн (фр. Paul Cеzanne) - французский художник-живописец, представитель постимпрессионизма, родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции.
Он был единственным сыном властного отца. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, был самым удачливым ростовщиком в Эксе. Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование.
С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. С 15 лет Сезанн начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал.
.
В 1861 году Сезанн впервые отправился в Париж, но провалился на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следил за художественной жизнью, посещал знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собирались художники. Среди кумиров современности того времени были живописец и график Эжен Делакруа и художник Гюстав Курбе. Сезанн копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи.
Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.
По годам Сезанн был ровесником импрессионистов. Тем не менее, искусство конца 19 века и начала 20 века делится на два периода: до Сезанна и после Сезанна. Именно Сезанн положил начало постимпрессионизму, из творчества Сезанна рождается последующее современное искусство.
Изображая обыденные вещи, Сезанн создавал в каждой картине неповторимую пространственную систему, отличную от применявшихся в искусстве со времен возрождения правил перспективы. В одном полотне Сезанн соединял несколько точек зрения на один предмет, применяя приемы прямой и обратной перспективы.
Художника прежде всего интересовали фундаментальные закономерности цветовых сочетаний и форм, создающих материальность предметов. В натюрмортах, пейзажах и портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений высокие качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм.
Сезанн оставил массу загадок исследователям своего творчества. О нём и его творчестве написано огромное количество работ и созданы различные спорные теории о его творчестве. Споры эти не утихают и поныне.
Даже тогда, когда искусство импрессионистов было уже в фаворе, современники не признавали искусство Сезанна, глумились над его работами.
Сын банкира, он вынужден был существовать на жалкое пособие отца, много лет скрывая от родных жену и сына. В результате, получив огромное наследство, он продолжал вести прежний образ жизни.
Заросший, с лохматой бородой и волосами, в засаленной одежде, он всегда оставался отшельником. Не выносил чужих прикосновений, легко настраивал против себя окружающих, самоутверждаясь, говорил всем встречным гадости.
Если картина не удавалась, он бесновался и метался как зверь в клетке, ломал кисти, изничтожал холсты, оставляя их на недели под дождем и палящим солнцем.
Единственный друг детства Эмиль Золя, не понял его творческих исканий и выставил его в романе "Творчество" жалким психопатом и неудачником.
Правдоруб Сезанн порывал с друзьями и раньше, не прощая куда меньших прегрешений в отношении своего творчества.
Он пренебрегал всеми жизненными благами, упорно создавая новую, как ему казалось, живопись - задачу всей его жизни.
Слава пришла к Полю Сезанну в конце жизни. В Экс началось паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве живописца Поля Гогена, фовистов и кубистов, русских «сезаннистов» из «Бубнового валета». Сезанна рассматривали порой как «художника для художников» и представителя «чистой живописи», иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.
Click to view
→ Поль Сезанн (1839-1906) французский живописец
Натюрморт с драпировкой. 1889, Эрмитаж, Петербург
Натюрморт с хлебом и яйцами. 1865.
Натюрморт с цветами и фруктами
Натюрморт, Около 1879-1882
Натюрморт с зелёным сосудом и оловянным котлом.
Пьеро и Арлекин. 1888, Музей им. А.С.Пушкина
Поль Сезанн скончался 22 октября 1906 года, в Экс-ан-Провансе.
Автор-составитель ©Czesław List
Назад →
Искусство Галерея