Картина-диптих нидерландского живописца Герард Давид «Сдирание кожи с продажного судьи»

Apr 22, 2022 20:01

Беседы об искусстве с Czesław List
_____________________________


   Герард Давид (Gerard David) - нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения. Родился ок. 1460 году, Аудеватер, Утрехт. Умер: 13 августа 1523 году, Брюгге, Бельгия  →  Википедия .



Gérard David. «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» - картина-диптих. Слева - «Арест неправедного судьи Сисамна». Справа - «Казнь неправедного судьи». Картина-диптих, была закончена в 1498 году.


Давид Герард работал и учился у своего отца. В 1484 году художник перебрался в Брюгге, где собственными силами добился очень хорошей репутации. Его учителем стал Ганс Мемлинг, который оказал влияние на творчество художника. После прибытия в Брюгге Давид, благодаря своему таланту и умению учитывать пожелания заказчика, быстро приобрел популярность. В 1494 году Давид Герард был назначен на должность городского живописца. Он внес свою лепту в дальнейшее развитее живописи нидерландских мастеров. В 1496 году за Давида Герарда выходит замуж дочь члена гильдии ювелиров, Корнелия Кноп.

Произведения художника мягкие и сочные, большей частью является повторением устоявшихся в нидерладнской живописи композиционных схем XV в. Однако, не отступая от традиционной иконографии, художник вводил в свои произведения поэтичные пейзажи, так будут поступать все последующие нидерландские мастера.

Первые картины Давида относятся к периоду 1480-1484 годов. В них еще очевидно влияние голландских мастеров, у которых обучался юный живописец. В своих произведения он совмещал традиционную иконографию и пейзажи поэтичного мотива. Работы его колоритные, с хорошей передачей освещения. В его работах прослеживается манера мастеров Харлема, например, Гертгена тот Синт Янса и Дирка Боутса, влияние которого отчетливо отслеживается в ранних работах художника с изображением могучих и торжественных фигур.

В 1487-88 г. городские власти предложили ему написать серию панелей для кабинета заместителя бургомистра в ратуше. Эта крупная комиссия приняла форму большого диптиха, который впервые упоминается в городских архивах, как Страшный суд, но который на самом деле изображает Суд Камбиса. В этой работе он мастерски привлекает внимание зрителей на фигуры изображенные в торжественном ритме, которые производят сильное впечатление. Подобно картинам Дирка Баутса для ратуши в Левене, панели Давида были задуманы, как строгое предупреждение судьям от соблазна коррупции. Панели объединены одним и тем же сюжетом, который художник почерпнул из сочинений Геродота, рассказывающих о правосудии персидского царя Камбиса.

Картина была написана для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге и была призвана напоминать о необходимости судить справедливо. Она основана на отрывке из Истории Геродота: В настоящее время выставлена в Муниципальной художественной галерее в Брюгге.

Сисамн был одним из царских судей. За то, что он, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать с него кожу. За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу . Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи. Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна , его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит. На заднем плане картины сын назначенный новым судьёй на судейском кресле обтянутом кожей его отца. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и тем обтянуть ими судейское кресло. Камбис назначил судьей сына Сисамна, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит. (Геродот, История. Книга 5, глава 25).



Суд Камбиса. Левая панель. 1498. Муниципальная художественная галерея. Брюгге

На первой картине запечатлен момент ареста Сисамнеса, которого обвинили в несправедливых решениях. Загибая пальцы, Камбис перечисляет случаи мздоимства ошеломленному судье. Позади царя можно увидеть юношу по имени Отан - сына судьи и его будущего преемника. Над креслом Сисамнеса видна дата “1498” и гербы Хуаны Арагонской и Филиппа Красивого. Гирлянды над креслом поддерживают путти. В окне видны торговые ряды, дома и улицы, которые до сих пор сохранились в Брюгге. На крыльце стоит человек, который протягивает судье кошель с деньгами.



Суд Камбиса. Правая панель 1498. Муниципальная художественная галерея. Брюгге











В своих поздних произведениях Герард Давид изображает также великолепные пейзажи и сюжетные картины на популярные темы.


  ХРИСТА ПРИГВОЖДАЮТ КО КРЕСТУ. 1480 -1485. Национальная галерея. Лондон. Англия

В зрелых работах художник изображает коренастые, круглолицые фигуры, своеобразного типа, которые занимали определенное пространство. Особо скрупулезно художник трудился в работах с изображением женских лиц, где манера письма становилась мягче. Заметно заимствование художественных приемов мастеров предыдущего поколения. Его работы неоднократно копировались не только художниками в его мастерской, но и самим.



СВАДЬБА В КАНЕ. 1500-1510. Лувр. Париж
.

image Click to view



→   Gérard David.

См. больше   →   Web Gallery of Art: Gerard David .

Автор-составитель  ©Czesław List

Назад   →   Искусство   Живопись   Креатив   Галерея

Беседы об искусстве с Czesław List, Искусство, Галерея, Живопись - Статьи и публикации, Живопись

Previous post Next post
Up