Отлучение Льва Толстого от организации "Русская Православная Церковь"

Aug 19, 2015 10:24

   Теологические исследования Czesław List
______________________________________

Тематика Библии включает сотни тем, часто вызывающих споры и разногласия. Словесная акробатика разных верующих относительно Личности Иисуса Христа, особенно со стороны религий отвергающие Триединого Бога, в т.ч. религиозное учение Льва Толстого, возникала ранее и продолжается по сей день там, где более доверяют околобиблейским (пред)писаниям и (пред)убеждениям, нежели Библии   →  см. Псевдохристианские и иные религиозные организации .

Трудно найти человека, который бы не знал русского писателя Льва Толстого. Но гораздо меньше людей знают о духовных исканиях писателя, за которые он в 1901 году был отлучен от православной церкви и предан анафеме.


  И.Репин. Лев Толстой в 1901 году

Лев Николаевич Толстой (28.08.1828 - 7.11.1910) родился в аристократической графской семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Начальное образование Толстым было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете, однако бросает университет и возвращается в фамильное имение. Следуя примеру старшего брата, офицера-артиллериста, Лев Николаевич поступает на службу в армию и отправляется на Кавказ. Во время Крымской войны он находится в осажденном Севастополе, командуя батареей. В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. Много путешествует за границей, знакомится с видными западными "прогрессивными" деятелями. Вернувшись в Россию, с 1859 г. Лев Николаевич активно занимается просветительской деятельностью, открыв в Ясной Поляне школу для детей крестьян. В 1862 г. в возрасте 34 лет Лев Николаевич женится на 18-летней Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом, матерью 13 детей (пять из которых умерли в детстве), заботливой хозяйкой и литературным помощником.

В 1863-1869 гг. Толстой написал свое знаменитое произведение "Война и мир", 1873-1877 гг. - роман "Анна Каренина", что сделало его известным писателем. В начале 80-х годов он переживает духовный кризис и решает, что необходимо заботиться о благополучии и просвещении простого народа. Он пытается "опроститься", заниматься физическим трудом, изменить свое отношение к крестьянам. Он пишет философские сочинения, статьи, участвует в создании издательства "Посредник", занимавшегося книгами для простого народа.

В последние два десятилетия жизни на жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные философские и религиозные течения: брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, квакерство, учения философов-моралистов Сократа, Канта, Шопенгауэра. Л.Н.Толстой, будучи верующим человеком и крещённым в православии, в ряде произведений, ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной церкви. Он распространял брошюры с описанием своего собственного понимания христианства, как морально-этическая и социальная идеология, в т.ч. христианский пацифизм , анархо-пацифизм, христианский анархизм, ненасильственное сопротивление, и др., также, Против Троицы, Против обожествления Иисуса, Отрицание Иисуса как Искупителя , ... , далёкое от христианской теологии и учения Нового Завета

Толстой резко (и заслуженно) критиковал в частности религиозную корпорацию "Русская Православная Церковь" за то, что она, по его мнению, свои коррумпированные интересы ставит выше, чем изначальные христианские идеалы. Однако, Толстой не увидел разницу между новозаветной Церковью Божией, - как духовная субстанция, живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога (Мф.16:18) и религиозной (мирской) организацией, - как творение рук человечечких. В догматах существующего православного религиозного учения он отвергал непогрешимый авторитет Вселенских соборов, верховенство духовенства, православное богослужение и церковные таинства (Л.Толстой. Критика православного богослужения). Выйдя за рамки православных догматов, Толстой отвергал учение о Троичности Бога, непорочное зачатие, действительность воскресения Иисуса Христа и его Божественность.
.
В эти годы сформировалось мировоззрение писателя о непротивлении злу силою, известное под названием "Толстовство", суть которого отражена в произведениях: "Исповедь", "В чем моя вера?". В учении "толстовства" в качестве главных принципов входили «всеобщая любовь», непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование. Согласно учению, сущностно необходима любовь к ближнему, духовные ценности важнее материальных. Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели не только творчества писателя, к которому они относились, но и как к духовному наставнику. Толстой постепенно приходит к отрицанию церковного православного учения и иллюстрирует свою трактовку христианства в своих произведениях: "Исследование догматического богословия", "Соединение и перевод четырех Евангелий". В 1889-1899 годах он пишет роман «Воскресение», который был воспринят многими как антицерковный из-за карикатурного изображения православного духовенства и богослужения.

Церковный публицист и общественный деятель со стороны православной церкви В.М.Скворцов возбудил с критикой вопрос о «толстовщине» в 1897 году. Он говорил: «по исследовании еретических мудрований гр.Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах ..., съезд (православных) специалистов миссионерства ... признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении». А общественно-церковное издание «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от церкви, в статье подписанной священником Е.Зубаревым печатало: «Под доказательствами Л.Н.Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие.».

24 февраля 1901 года в официальном органе Святейшего Правительствующего Синода журнале "Церковныя Ведомости" было опубликовано Определение с Посланием Святейшего Синода № 557 от 20-22 февраля того же года об отпадении графа Льва Толстого от Церкви.

Определение Синода гласило: «Святейший Синод в своём попечении о чадах православной церкви, об охранении их от губительни преждение нарушения мира церковного, обнародовать, чрез напечатание в „Церковных Ведомостях“, нижеследующее своё послание: <Посланию предпосылалась цитата из Павлова послания к Римлянам: «Молю вы, братие, блюдитеся от творящих, распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них» (Рим.16,17)>».

Далее оно гласило:

"Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остаётся без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25[18]). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь."
Отклики на Определение Синода были разнообразны. Немало писем, полученных Толстым, содержали проклятия, увещевания, призывы покаяться и примириться с церковью, и даже угрозы. Особенно резко критиковал Толстого известный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Ярыми противниками религиозных взглядов Толстого были Победоносцев, Н.Бердяев, Георгий Флоровский, В.Свенцицкий.

Однако, известный православный философ В.В.Розанов, не оспаривая Определение Синода по существу, высказал мнение, что Синод, как орган скорее бюрократический, чем религиозный, не имеет права судить Толстого. А философ Д.С.Мережковский заявил: «Религиозного учения Л. Толстого я не разделяю … Всё-таки мы говорим: если вы отлучили от церкви Л.Толстого, то отлучите и нас всех, потому что мы с ним, а мы с ним потому, что верим, что с ним Христос».

Одновременно, в адрес Толстого шли письма и телеграммы с выражением сочувствия, приветствиями и поздравлениями. И о том сообщается в дневнике Софьи Андреевны за 6 марта записью: «Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы … Несколько дней продолжается у нас в дому какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера - целые толпы ...».
____________________________

На  отлучение  его от церкви Л.Н.Толстой ответил письмом:

"Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне Синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты - одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить, третьи выражают со мной единомыслие, которое едва ли в действительности существует, и сочувствие, на которое я едва ли имею право; и я решил ответить и на самоё постановление, указав на то, что в нём несправедливо, и на обращения ко мне моих неизвестных корреспондентов. Постановление Синода вообще имеет много недостатков: оно незаконно или умышленно-двусмысленно, оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам.

Оно незаконно или умышленно-двусмысленно - потому, что если оно хочет быть  отлучением  от церкви, то оно не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое  отлучение ; если же это есть заявление о том, что тот, кто не верит в церковь и её догматы, не принадлежит к ней, то это само собой разумеется и такое заявление не может иметь никакой другой цели, как только ту, чтобы, не будучи в сущности  отлучением , оно бы казалось таковым, что собственно и случилось, потому что оно так и было понято. ... Оно есть, наконец, подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах. ... Так что постановление Синода вообще очень нехорошо. То, что в конце постановления сказано, что лица, подписавшие его, так уверены в своей правоте, что молятся о том, чтобы Бог сделал меня для моего блага таким же, каковы они, не делает его лучше. ...

То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте Церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал всё, что мог, об учении Церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям Церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же - собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения. ...

То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же - духа, Бога - любовь, единого Бога - начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении.

Ещё сказано: «Не признаёт загробной жизни и мздовоздаяния». Если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами, и рая - постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать плотской смерти, то есть рождения к новой жизни, и верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его.

Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведённых вижу прямое нарушение и смысла, и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением. В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приёмы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф.23:8-10).

Сказано, наконец, как последняя и высшая степень моей виновности, что я, «ругаясь над самыми священными предметами веры, не содрогнулся подвергнуть глумлению священнейшее из таинств - Евхаристию». То, что я не содрогнулся описать просто и объективно то, что священник делает для приготовлений этого, так называемого, таинства, то это совершенно справедливо; но то, что это, так называемое, таинство есть нечто священное и что описать его просто, как оно делается, есть кощунство, - это совершенно несправедливо. Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку-перегородкой, а не иконостасом, и чашку - чашкой, а не потиром и т. п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство - в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, - уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съел этот кусочек, в того войдёт Сам Бог.

Ведь это ужасно!

Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством. ...

«Тот, кто начнёт с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (своё спокойствие) больше всего на свете», - сказал Кольридж.

Я шёл обратным путём. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство; и в той мере, в какой исповедую его, спокойно и радостно живу, и спокойно и радостно приближаюсь к смерти."

Лев Толстой. 4 апреля 1901. Москва. (полный текст письма).
____________________________
В 2001 году правнук графа Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть синодальное определение. В неофициальном интервью на телевидении Патриарх сказал: « ... Не можем мы сейчас пересматривать, потому что всё-таки пересматривать можно, если человек изменяет свою позицию». И РПЦ отказалась пересмотреть решение об отлучения Льва Толстого от Церкви . А официальный представитель Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин тогда же подчеркнул, что синодальное Определение «должно восприниматься не как проклятие, а как констатация того факта, что убеждения писателя очень серьезно расходились с православным учением».


Постскриптум :

Библия открывает все, что касается самого человека и Бога , она является уникальной книгой из числа многих других книг в мире - в ней сокрыта вся бесконечная мудрость Бога, позволяющая отречься от утех околобиблейских писателей и(или) их мудрствований.

В мире множество религий и религиозных организаций, но они все порочны в своих вероисповеданий - различий исповеданий в христианстве, так как разделяют Тело Христа. Бог не в церковных организациях живёт. Религия есть вера в мертвого и бессильного Бога . Все Религии мира в материальном мире и в ней организации являются творением рук человеческих и созданы для контроля над людьми. В деятельности различных религиозных корпораций и организаций предостаточно примеров по изгнанию религиозных адептов. Но всё касаемое церкви Божией, - это функция Бога.

Бог никого из людей на земле не уполномочил исполнять Его - Бога функции, в т.ч. функционеров любой религиозной корпорации. Любые человеческие деяния в вопросе об "отлучении" члена церкви от Тела Христа не выдерживают никакой критики из-за абсурдности, ибо оное от непонимания Церкви (Ин.17:21-23, Еф.4:6,13, 1Кор.10:32, Гал.3:28, Рим.12:5) и её предназначения (Деяния 2:41-42), возвещанные Новым Заетом.

Только Господь Спасает человека и принимает в Свою семью, а не всякий человек или религиозная организация. Согласно Писанию, в своей окончательной и главной сущности, Церковь представляет собой живой организм (Еф.1:22-23; Кол.1:24, Рим.12:5; 1Кор.12:12-27), созданный Богом (Мф.16:18), а не искусственное образование в виде строения, организации с религиозной иерархией или христианская миссия. Только Триединый Бог может породить Церковь, а в ней всё происходящее только по воле Бога (Мф.16:18). Человеческие установления не обязательны для Бога. Церковь это Божья семья - субстанция духовная, состоящая из Его детей, которые являются сыновьями Бога и членами Церкви  →  см. Что такое церковь в свете учения Нового Завета? .

Для христианина жить с верой в Божественность Христа и Троицу, - это аксиома. С новозаветного времени дерево жизни это Бог во Христе - как Дух жизни. Согласно общепринятых основных положений вероучения христиан, идентифицировать христианина можно лишь по признанию им основных доктрин вероучения христиан в свете Нового Завета, и прежде: по вере в Божественность Иисуса Христа и Триединство Бога - Новый Завет повествует о Божественности Иисуса Христа и Триединстве Бога. Тот, кто в это не верит по причине парадоксальности этого догмата с точки зрения логики или по причине собственного разумения, даже если исповедует Христа и следует его заповедям, христианином не является. Посему говорить о писателе Л.Толстом как о христианине, отвергающий  Божественность Иисуса Христа и Триединство Бога, не уместно (равно и о всех приверженцах религиозного учения Льва Толстого). Те верующие, кто в это не верят, даже если исповедуют Христа и следуют его заповедям, христианами не являются, не имеют прощение греха, не рождены свыше от Духа, отчуждены от Бога, силы Его не имеют, продолжают вкушать от дерева познания добра и зла, и жить сатанинской жизнью, в соблазне эгоса быть как бог, выражая собой сатану и все более и более погружаясь в сатанинскую жизнь - театр тьмы, зависти, ненависти и зла.

По теме:

Ответы на часто задаваемые вопросы о христианской вере и жизни
Понятие конфессия, секта, ересь
Божие творение и Его замысел - Тайна человеческой жизни
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанн 14:6)
Настоящее христианство
Основные положения вероучения внеконфессиональных христиан
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ионна 2:15)
Плоть вынуждает человека делать зло, которого он не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится
Христиане должны признать всех, кто со Христом - кого признал Господь как Своих детей
«Не обвиняйте, чтобы не быть обвиненными, ... » (Мф.7:1)
Сатана - враг замысла Божия о человеке и человечестве
Заповеди или Закон Божий?
Проповедуемая ложь о десятине для христиан выживающих за счет заработка или на социальное пособие
Ложь и ересь патриотизма
Лев Николаевич Толстой. О патриотизме
Мы имеем дело с преступной религиозной организацией, - РПЦ
Современное российское православие
«Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12)

©Czesław List

Назад   →   История Россиии   Теология   Православие

Православие, Теологические исследования, Теологические исследования Czesław List, История России

Previous post Next post
Up