САИНХО (Тува-Австрия), 14 февраля, 19-00. Арт-центр MOST, Chodská 22, Praha 2, Vinohrady

Feb 09, 2015 12:44

Саинхо Намчылак - тувинская певица с мировым именем, исполнительница архаических песнопений, тонко и смело сочетающая традиции вокальных шаманских практик народов Сибири и Дальнего Востока с импровизационно-новоджазовой и электронной музыкой. Для Саинхо нет барьеров, освоение любых технологических новшеств происходит стремительно, но без зацикливания на них. Ее искусство не вписывается в традиционные деления, размежевания, классификации музыкальных жанров и стилей, и представляет собой большое явление, где авангард смыкается с архаикой. Саинхо - это настоящий энергетический допинг.

________________________
Фильм о Саинхо Намчылак:
http://rutv.ru/brand/show/episode/752489

Людмила Улицкая о Саинхо:
ПОЮЩИЙ КРЫСОЛОВ
Людмила УЛИЦКАЯ, писатель
"Огонёк", 2005, No. 6 (фрагмент)
Совместный проект Саинхо Намчылак и Сергея Летова (группа "Три О")
в Московском музее современного искусства
С горловым пением тувинской этноджазовой певицы, звезды мировой импровизационной музыки, Саинхо Намчылак я познакомилась сравнительно недавно - на вечере музыки и живописи в Ермолаевском переулке, который закрывал выставку моих знакомых художников.
Собиралась на эту экспозицию целый месяц - и в итоге попала только на закрытие. Вечер назывался "Триалог". Точнее, было два "триалога". Звуковым фоном и эмоциональной кульминацией встречи с трио художников стало мощное музыкальное трио. Саинхо Намчылак выступила с ударником Владимиром Нелиновым и духовиком Сергеем Летовым, создателем группы "Три О". Как выяснилось, они работают вместе много лет. Одним из первооткрывателей таланта Саинхо был именно Летов - очень разносторонний инструменталист, потрясающий саксофонист и флейтист, джазмен-авангардист, тонкий импровизатор, хорошо знающий теорию музыкального искусства. Но на этот раз мне предстояло встретиться не только с Сергеем Летовым. Меня ждало совершенно новое переживание - пение Саинхо.
... Звуки были столь удивительны, непривычны и притягательны, что зрители с двух этажей потянулись к ним, как крысы за сказочной дудочкой. Мне казалось, что такой звуковой картины еще не было и не будет никогда. В ней не только соединялись древнейшие техники горлового пения с современными авангардными веяниями - тувинская певица производила звуки, которые европейское ухо не может назвать пением. На наших языках просто нет определения этому искусству. Те вибрации, которые передает Саинхо, идут поверх моды на этнику или мировую музыку. Конечно, Саинхо имеет отношение к музыке, но еще и к ночным кошмарам и голосам живой природы - пению птиц, шуму лесных деревьев, дуновению ветра. Она ведь пришла к нам из далекой степной Тувы, овеянной преданиями монгольских кочевников. Саинхо выстрадала свой дар - ведь она была первой тувинкой, которая запела горлом. До этого горловое пение было абсолютной прерогативой мужчин.
Саинхо - редкая радость в наших широтах. Она живет непонятно где сейчас: то в Вене, то в Дублине, то в Милане. С одной стороны - это делает ее гражданином мира. С другой - можно сказать, что она продолжает быть кочевницей. Она редко бывает в России, но в Москве появляется чаще, чем в родной Туве, где ее ждут уже, пожалуй, целых десять лет.
... Но каждый ее приезд - это настоящее Событие в философском смысле слова. Это встреча, которая дает сильное ощущение сопричастности внутреннему миру певицы, а также стоящей за ней традиции и в то же время духу современности. Она всегда приносит какой-то эмоциональный сюрприз, который не сводится к чисто музыкальному впечатлению. Можно купить ее диски, но такого вечера, как тогда, больше не будет. Но от этого почему-то не делается грустно. Потому что никакого вечера, который уже был, больше не будет. Поэтому нужно дорожить каждым таким вечером, каждой минутой, дающей возможность расслышать неповторимые голоса, из которых состоит мир. ...




afisha, dosug

Previous post Next post
Up