Что является простейшей структурой кино? Слово большого романа, живописный канон, музыкальная фраза, актерская игра? Родословная кино исключает эту опись краденого. Искомым элементом является образ. Процессуальность кино сводится к созданию и упорядочиванию образов. Долгое время монопольным правом на это обладал Автор. Смерть его обещала освобождение зрителю. А сделала заложником нечаянного наследства, измеряемого долгами.
Создание нового образа в кино подразумевает перевод статики в динамику, вербального в визуальное. Зритель с такой проблемой не сталкивается. Находясь в области воспоминаний, он вычленяет отдельные образы. Тем самым разрушая монтаж Автора и формируя новый порядок. Мы назовем его вторым монтажом.
Строго говоря, монтаж как последовательность образов осуществляется не только на монтажном столе. Порядок образов выстраивается в сценарии, в раскадровке, в эскизах художника, в постановке и записи кадра, в синхронном звуке. Все эти этапы подчиняются единой цели Автора.
Авторский порядок и зрительский порядок отныне уравнены в правах. Второй монтаж осуществляет и обосновывает претензии эмансипированного зрителя. Осваивая авторские образы, он присваивает их.
Возникшее равенство статусов монтажей не подразумевает тождественность их природы. Если цель первого - достижение художественной выразительности, то цель второго - рефлексия и фиксация переживаний. Если первый сознательно выстроен, то второй чаще всего неосознан. Бессознательность выборки образов компенсируется иерархией второго монтажа. В её построении участвуют три фактора: автоактуализация зрителя (личные контексты), навязанные установки культуры и аффект.
Модерн тоже допускал соавторство зрителя. Которое не покидало рамок авторского замысла. Новый порядок не предполагает ни интерактива, ни контраверсии - он не вступает в отношения со старым порядком. Впервые в кино такой калейдоскоп образов описал Лев Кулешов.
Слагая переменные кадры с одним постоянным, Кулешов добивался от зрителя разных трактовок. При двух слагаемых трактовка предсказуема. Чем больше число образов, тем сложнее комбинация смыслов. Но Кулешов - теоретик немого кино. Звук, цвет, объем поочередно стали обязательными переменными построения порядка образов в кино.
Нам захотелось вернуться к изначальной простоте Кулешова. Каждый из нас имеет собственный визуальный опыт, инструмент анализа, свои объем и качество знания о кино. «Эффект Кулешова» описывает наш общий взгляд на кинематограф. Из этого холизма рождается общее целое, которое, как известно, больше суммы его частей.
Согласно Делёзу, рассуждение о кино - это не вычитывание образов, а обучение их постижению. «Энциклопедию», как модель знания недавнего прошлого, сегодня заменила педагогика восприятия. Основной целью нашего кинобесед мы видим интерактивный процесс (само)образования. Мы не прячемся за легитимностью лексики образования. Киносмены описывают отношения наших мнений. Киносмены демонстрируют порядок построения образов. Киносмены регламентируют наши встречи. Темы бесед, их масштабность и организация будут разниться от встречи к встречи. Мы ждем от вас и себя единство интереса и разницы мнений.
mkarasyov,
cyrill_lipatov.