Моё упрямство

May 09, 2011 13:53


Мне кажется, что недавние «Бодрийяр и ленточки» уважаемого makekaresus’a очень близки моим прошлогодним «Символам победы». Что поделать, палимпсест иногда проступает. Поэтому простите репост, я хочу, чтобы оба текста были в этом журнале. Отмахнитесь, если что.

После праздника d_olshansky поделился близкими мне сомнениями: «С одной стороны, видя все эти пилотки, ленточки, массовые гуляния и джипы с надписью "На Берлин!", хочется впасть в типично интеллигентский снобизм и заявить, что обыватель, мол, опошляет своим гнусным шумным весельем эту глубоко трагическую, возвышенную дату. Что лучше бы, мол, это был день памяти, день траура ("уж слишком большой ценой" и т.п.), а не разновидность футбольной победы.
Но стоит ли так настаивать на своем "эстетическом чувстве"? Может быть, такая поза - есть пошлость ничуть не меньшая, чем джипы с пилотками?»
Символ довольно опасная штука. Леви-Строс уловил его главное свойство: «символы являются более реальными, чем то, что они символизируют, означающее предшествует означаемому и определяет его»*. Более того, означающее вытесняет означаемое, заменяет его. Так салии потеряли щит Юпитера среди одиннадцати его копий. Так Санта-Клаус задушил в яслях младенца Христа. Так знамя Коммуны порезали на деталь школьной формы. Реальность символа агрессивна. Просто по Лакану - символическая война поглотит реальную войну. Следующий юбилей Победы будет уже без ветеранов. Появятся их эрзацы. Уже сейчас мальчики и девочки рядятся в выцветшие гимнастёрки. Даже цвет имитируется: не насыщенный новенький хаки, а такой, настоящий, фронтовой. Я хочу, чтобы знамя Победы было одно, а не торчащая из форточек тысяча. Я хочу вернуть георгиевскую ленту на орденские планки.
Грустно, если прочитав это вы припишите мне чёрти что. Не ревизионист, не иконоборец. Но kolya_s_raena зло шепчет на ухо: «Просрали СССР - просрёте и Россию».



Античная гемма с изображением салиев несущих священные щиты анцилии.
Георгиевские ленточки, если исходить из принципа нестандартных трактовок в интеллектуалистской стратегии Бодрийяра, оказываются весьма примечательным символическим аксессуаром. На смысловой поверхности вроде бы благородное дело - ненавязчиво демонстрировать свое преклонение перед фронтовиками и быть благодарными за победу. Как симптом включенности современников в вахту памяти страшных годин. Вроде бы это и соответствует первоначальному замыслу тех волонтеров, которые были у зарождения этого символического акта. Но что происходит с сеткой значений и символической компонентой этого действа, когда за дело берутся индифферентные государственные структуры, - снимающие эффект вовлекающей Идеологии, стирающие след действительной Истории. В конце концов, современная «псевдоидеология» потребительства и политкорректности скрывает от молчаливого взора обывателя Тела страдающих и маргинализируемых ветеранов под «толстенным» покровом медиа-фикций и галлюциногенных торжеств. Действия всех постсовременных систем управления заключается именно в этой аморальной конвертации, в минимизации издержек посредством медийных технологий, в нивелировании глубинного события Истории до выигрышного артефакта рейтинговой шкалы. Фронтовиков еще слишком много, чтобы позволить беспрецедентную по щедрости для столь «социального» государства каждодневную заботу о победителях. Пока можно осуществлять дешевый ежегодный наигрыш с полунищенскими льготами, премиями, «поздравительными», скрывая на полузабытых краях социума, откровенно маргинализируя, Победителей. Вот и разыгрывается в очередной раз постсовременная пародия на античные сатурналии и феодальные празднества, когда кратковременно рабы, представители социальных низов, освобождались от обычного труда, «имели право носить «pilleus» (символ освобождения), получали разрешение вкушать пищу за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги». В остальные дни Герои четко расфасованы по неприглядным углам финансовых и социальных подземелий. И даже вящая искренность и благодарственная убежденность государственных мужей не привносит в информационное обезвоживание никакого оправдательного значения. Пресловутая «человечность» бесследно теряется в необратимом и внеморальном (сверх-макевиаллистском) процессе реструктурации событий Войны, Истории, Реальности в рентабельную и рейтинговую знаковую последовательность. Есть четкая структура, пренебрегающая всем личностным и эмоциональным. Такую процедуру, отчасти ведущую к конформистским итогам, хорошо отражает народная рефлексия: «…Ну, ежели власть так уважительно относится к подвигам наших праотцев, значит власть предержащие - не такие ужи выродки, значит - существует еще порядок на территории хаотичного разграбления, следовательно есть уважение к старым поколениям, традициям, авторитетам…». А… георгиевские ленточки? Где связь? Что за порочный ассоциативный ряд? В действительности ленточки - всего лишь случайный элемент всеобщего трансполитического действа, в котором их символическая роль выливается в абсурдистские, с точки зрения конечного значения и сигнификативного результата, формы. Ленточки - дань памяти фронтовикам: живым и усопшим. По своей функции и первоначальному назначению. Но… Черно-желтые обрезки - раковый симптом, окончательный вердикт утраты историчности и событийный реальности той Войны, текущего обретения ее в исключительных границах схоластики учебных пособий и карнавала медийной черной дыры. Стратегия «двойных стандартов» столкнулась с реальностью еще живущих ветеранов, но уже полной невозможности озаботиться и отблагодарить ветеранов (ведь они навсегда низведены до социального статуса постиндустриальных «париев», недееспособных маргиналов, лишь отягощающих бюджетную суму), выливается в ежегодный коммуникативный эксцесс, медийный экстаз. Повторюсь, на ум приходит лишь календарные празднества архаичных обществ (раз в год и раб - человек). Дело ни в лицемерии, жестокосердии, цинизме каких-то отдельных персон, а в неких фундаментально онтологических качествах информационного века, в структурных признаках современной трансполитической системы, отвергнувшей идеологическое измерение. Системы - существующей, чтобы существовать, производящей, чтобы производить… Использующей, потребляющей, управляющей, но не могущей вылиться в простое Действо. Остались пустые знаки и доживающие (живые!!!!) люди, но с первым возиться рентабельней, логичней, оптимальней.
* Lévi-Strauss C. Introduction à l’œuvre de Mauss // Mauss M. Sociologie et anthropologie. Paris, 1950. - P. XLIV

македонская критика, юстинианова чума, палимпсест, in-folio, серый

Previous post Next post
Up