Хочу зафиксировать соотношение заявленных и реальных побед пилотов ВВС Вьетнама при сопоставлении с данными от американского противника. Пройдемся по основным.
Нгуен Ван Кок, официально девять побед:
30.04.1967 - F-105D, первый лейтенант Эббот, плен
23.08.1967 - F-4D, капитан Карриган плен, первый лейтенант Лейн погиб
07.10.1967 - F-105D, майор Фуллэм погиб (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
18.11.1967 - F-105D, подполковник Рид спасен ПСО
20.11.1967 - F-105, не подтвержден
12.12.1967 - F-105, не подтвержден
07.05.1968 - F-4B, лейтенант-коммандер Кристенсен, младший лейтенант Крамер, оба спасены
+ три дрона «Фаейрби»
4 мая 1967-го Кок был сбит F-4C 555 истребительной эскадрильи ВВС США c экипажем полковника Олдса и первого лейтенанта Лафевра. Успешно катапультировался.
Фам Тхань Нгань, официально восемь побед:
04.05.1967 - F-105, не подтвержден
16.09.1967 - RF-101C, майор Бэгли плен
03.10.1967 - F-4D, майор Мур и первый лейтенант Гульбрэндсон спасены ПСО
07.10.1967 - F-4D, майор Эплеби погиб, капитан Остин плен (в американских документах причиной потери указан ЗРК)
18.11.1967 - F-105F, майор Дардо и капитан Ленхофф погибли
20.11.1967 - F-105D, капитан Батлер плен
03.02.1968 - F-102А, первый лейтенант Виггинс погиб. Редкое появление этого самолета-перехватчика ПВО в списке, это был вообще единственный F-102 сбитый во Вьетнаме истребителем, причем на высоте в 35 тысяч футов (более 11 километров).
+ дрон «Фаейрби»
22.09.1968 самолет Нганя был поврежден близким разрывом ракеты ЗРК RIM-8 Talos выпущенной с крейсера «Лонг Бич»
Нгуен Хонг Ни, официально восемь побед:
31.08.1967 - RF-4С, не подтвержден
31.08.1967 - RF-101C, не подтвержден
10.09.1967 - F-4D, не подтвержден
09.10.1967 - F-105D, майор Клементс плен
07.11.1967 - F-105D, майор Диль умер в плену
17.12.1967 - F-105, не подтвержден
01.08.1968 - F-8, не подтвержден
+ дрон «Фаейрби»
26-го апреля 1966 был сбит F-4C 480 эскадрильи, экипаж майор Гилмор, первый лейтенант Смит. 1.08.1968 был сбит F-8 эскадрильи VF-51 лейтенанта Маккоя. Оба катапультирования успешно.
Май Ван Куонг, официально восемь побед:
08.10.1966 - F-105, не подтвержден
28.04.1967 - F-105D, капитан Карас погиб
30.09.1967 - F-105, не подтвержден
07.10.1967 - F-4, не подтвержден
+ 6 (!!!) дронов «Файерби»
06.01.1967 сбит F-4C 555 эскадрильи, экипаж майор Хирш и первый лейтенант Штрасшвиммер. 26.10.1967 сбит F-4B эскадрильи VF-143, экипаж младший лейтенант Хики и младший лейтенант Моррис. Оба раза успешно катапультировался.
Данг Нгок Нгу, официально семь побед:
14.12.1966 - F-105D, не подтвержден
22.05.1967 - F-4C, капитан Перрин и первый лейтенант Бакус погибли ((в американских документах потеря значится от огня ЗА)
08.11.1967 - F-4D, майор Гордон спасен ПСО, первый лейтенант Бреннеман плен
10.05.1972 - F-4, не подтвержден
+ 3 дрона «Фаейрби»
22.05.1967 сбит F-4С 389 эскадрилью, экипаж подполковник Титус и первый лейтенант Цимер. 08.07.1972 погиб в воздушном бою, сбит F-4E 4 эскадрильи, экипаж капитан Харди и капитан Левински
Нгуен Нхат Чиу, официально шесть побед:
20.09.1965 - F-4B, не подтвержден (летал на МиГ-17)
20.05.1967 - F-4С, майор Ван Лоан и первый лейтенант Миллиган попали в плен
23.08.1967 - F-4D, майор Тайлер плен, капитан Ситтнер погиб
23.08.1967 - F-4D, майор Саухилл и первый лейтенант Герндт плен
07.10.1967 - F-105F, капитан Ховард и капитан Шембли спасены ПСО
29.10.1967 - F-4, не подтвержден
17.06.1965 летая на МиГ-17 был сбит F-4B эскадрильи VF-21, экипаж лейтенант Батсон, лейтенант-коммандер Доремус. Успешно катапультировался.
Нгуен Нгок До, официально шесть побед:
30.04.1967 - F-105F, майор Торнесс и капитан Джонсон попали в плен
05.05.1967 - F-105D, первый лейтенант Шиверли плен (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
20.07.1967 - RF-4С, майор Корбитт и первый лейтенант Бэер погибли (в американских документах потеря значится 26.07.1967)
02.08.1967 - F-105, не подтвержден
16.09.1967 - RF-101C, капитан Паттерсон спасен ПСО (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
05.02.1968 - F-105D, капитан Ласитер, плен (в американских документах потеря значится 04.02.1968)
02.01.1968 был сбит F-4С 433 эскадрильи, экипаж капитан Стоун и первый лейтенант Даннеган
Нгуен Дан Кин, официально шесть побед:
05.12.1966 - F-105D, майор Бигли погиб
07.11.1966 - F-4, не подтвержден
19.11.1967 - EB-66, не подтвержден
03.01.1968 - F-105, не подтвержден
26.10.1968 - F-4, не подтвержден
+ дрон «Фаейрби»
23.04.1966 был сбит F-4С 555 эскадрильи, экипаж капитан Блейк и первый лейтенант Джордж. 02.01.1967 сбит F-4С 555 эскадрильи (опять!), экипаж полковник Олдс и первый лейтенант Клифтон. 23.04.1967 сбит F-4С 389 эскадрильи, экипаж майор Андерсон и капитан Кьер. Все три раза успешно катапультировался (в люфтваффе был прозвали парашютистом)
Ву Нгок Дин, официально шесть побед:
05.12.1966 - F-105, не подтвержден
19.12.1966 - F-105, не подтвержден
30.04.1967 - F-105D, майор Ленски смог дотянуть до базы на поврежденном самолете
12.12.1967 - F-105D, первый лейтенант Эллис попал в плен
17.12.1967 - F-105, не подтвержден
28.01.1970 - HH-53B, вертолет ПСО, все шесть членов экипажа погибли
02.01.1967 сбит F-4С 555 эскадрильи, экипаж первый лейтенант Веттерхан и первый лейтенант Шарп. 20.05,1967 сбит F-4С 389 эскадрильи, экипаж майор Янка и первый лейтенант Робертс. 23.06.1968 сбит F-8H коммандера Майерса из эскадрильи VF-51. Все три раза успешно катапультировался
Ле Тхань Дао, официально шесть побед:
18.12.1971 - F-4В, майор Джонсон и первый лейтенант Вон попали в плен
10.05.1972 - F-4J, коммандер Блэкберн умер в плену, лейтенант Рудлофф плен (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
12.06.1972 - F-4, не подтвержден
24.07.1972 - F-4, не подтвержден
09.09.1972 - F-4, не подтвержден
11.09.1972 - F-4E, капитан Рацлафф и капитан Хеерен попали в плен
1.10.1972 - F-4, не подтвержден
15.10.1972 был сбит F-4E 307 эскадрильи, экипаж капитан Рубус и капитан Хендриксон. Успешно катапультировался
Нгуен Дук Соат, официально шесть побед:
23.05.1972 - A-7B, коммандер Барнетт погиб (в американских документах потеря значится от огня ЗРК)
24.06.1972 - F-4E, капитан Грант и капитан Бекман попали в плен
27.06.1972 - F-4E, капитан Черак и капитан Динги попали в плен
30.07.1972 - F-4D, капитан Брукс и капитан Макадамс спасены ПСО
26.08.1972 - F-4J, первый лейтенант Кордова погиб, первый лейтенант Бордерс спасен ПСО
12.10.1972 - F-4E, капитан Янг и первый лейтенант Бронсон попали в плен
Чуть ли не единственный в этом списке у кого подтверждены все победы и кого ни разу не сбивали.
Нгуен Тиен Сам, официально пять побед:
05.07.1972 - F-4E, капитан Спенсер и первый лейтенант Сик попали в плен
24.07.1972 - F-4E, капитан Ходнетт и первый лейтенант Фаллерт спасены ПСО
29.07.1972 - F-4E, капитан Кула и капитан Мацуи попали в плен
12.09.1972 - F-4E, капитан Цубербюлер и капитан Макмюррэй попали в плен
05.10.1972 - F-4D, капитан Левайс и капитан Альперс попали в плен
09.02.1969 катапультировался после полного израсходования топлива. 12.10.1972 был сбит F-4D 555 эскадрильи, экипаж капитан Мэддэн и капитан Петтит. Второй раз также катапультировался успешно
Нгуен Ван Нгиа, официально пять побед:
23.06.1972 - F-4, не подтвержден
24.06.1972 - F-4D, первый лейтенант Маккарти погиб, первый лейтенант Джексон попал в плен
06.10.1972 - F-4E, капитан Уайт и капитан Эдж спасены ПСО
08.10.1972 - F-4, не подтвержден
23.12.1972 - F-4, не подтвержден
+ дрон «Фаейрби»
Ли Тронг Хуен, официально четыре победы:
21.09.1966 - F-105D, капитан Аммон погиб (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
2.12.1966 - F-105D, капитан Мурберг погиб (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
30.04.1967 - F-105D, капитан Эббот, плен
12.05.1967 - F-105D, капитан Гренцебах погиб (в американских документах потеря значится от огня ЗА), совместная победа с Донг Ван Сонгом
11.07.1967 - А-4, не подтверждена
03.03.1972 погиб когда транспортный самолет Ли-2 на котором он летел пассажиром был по ошибке сбит собственным ЗРК С-75
Донг Ван Сонг, официально четыре победы:
11.07.1966 - F-105D, майор Маклеланд спасен (в американских документах в качестве причины указано полное израсходование топлива)
12.05.1967 - F-105D, капитан Гренцебах погиб (в американских документах потеря значится от огня ЗА), совместная победа с Ли Тронг Хуеном
09.10.1967 - F-105, не подтвержден
14.01.1968 - EB-66C, Майор Мерсер и двое членов экипажа спасены, четверо попали в плен. Редкая птица, самолет РЭБ.
05.11.1966 сбит F-4С 480 эскадрильи, экипаж первый лейтенант Летхэм и первый лейтенант Клаусе. 10.08.1967 сбит F-4С эскадрильи VF-24, экипаж младший лейтенант Фриборн и мичман Эллиот. 24.10.1967 сбит F-4D 433 эскадрильи, экипаж майор Кирк и первый лейтенант Бонгратц. Все три раза успешно катапультировался.
Дин Тон, официально четыре победы:
16.06.1968 - F-4J, коммандер Вилбер попал в плен, младший лейтенант Рупински погиб
13.04.1971 - O-2A, не подтвержден
20.04.1971 - OV-10, не подтвержден
+ 3 дрона «Фаейрби»
11.09.1972 во время учебно-тренировочного вылета на МиГ-21У совместно с советским инструктором Василием Молотовым был сбит F-4J эскадрильи VMFA-333, экипаж майор Лассетер и капитан Каммингс. Оба пилота успешно катапультировались.
Фам Фу Тай, официально четыре победы:
01.06.1972 - F-4E, капитан Хокс и капитан Динги спасены ПСО (в американских документах потеря значится от огня ЗРК)
10.06.1972 - F-4, не подтвержден, совместно с Буи Тхань Лиемом
13.06.1972 - F-4E, первый лейтенант Хансон и первый лейтенант Фултон попали в плен
24.06.1972 - F-4, не подтвержден
27.06.1972 - F-4E, капитан Айкман спасен ПСО, капитан Хантон попал в плен
Интересно что все заявленные и реальные победы уложились всего в один месяц.
10.07.1968 сбит F-4J эскадрильи VF-33, экипаж лейтенант Кэш и лейтенант Кейн. 15.10.1972 сбит F-4E 34 эскадрильи, экипаж майор Хольц и первый лейтенант Диль. Оба раза успешно катапультировался.
Бо Ван Лань, официально четыре победы:
20.05.1972 - F-4D, первый лейтенант Маркл спасен ПСО, капитан Вильямс попал в плен
13.06.1972 - F-4, не подтвержден
21.06.1972 - F-4E, капитан Роуз и первый лейтенант Каллахан попали в плен.
09.09.192 - F-4E, капитан Далеки и капитан Мерфи спасены ПСО (в американских документах потеря значится от огня ЗА)
+ дрон «Фаейрби»
Погиб 09.07.1980 во время тренировочного вылета.
Какие можно подвести краткие итоги? По американским фамилиям иной раз ощущение что пишешь о Люфтваффе
Во-первых особо дутых счетов совсем не много, у большинства находят подтверждения более половины побед. Во-вторых четко видно разделение на два этапа воздушной войны. Асы 66-68 почти не пересекаются с асами 72. Причем, стоит отметить, что последним было в общем даже сложнее. Американская тактика, техника и организация за годы перерыва тоже хорошо так продвинулись вперед. В-третьих, почти всех сбивали и не по одному разу, но люди возвращались и летали дальше (слава советским креслам КМ-1).