Память.

Apr 28, 2015 15:28

Сразу несколько дискуссий в фейсбуке и жж заставили вспомнить одну давнюю историю и несколько переосмыслить тот опыт.
Дело было во время одной из поездок по Европе, смесь самоуверенности и глупости, ну знаете как это бывает, "да не поедем по главному шоссе страну же не видно", "а давайте проселками пробку объедем" и "да в навигаторе все ж нарисовано и мы ж прям посреди Европы", привела нас в какие-то глухие (по местным меркам) задворки Бельгии. Историей первой мировой я тогда не особо увлекался, но названия населенных пунктов на дорожных указателях казались смутно знакомыми. Ипр, Кеммель, Виетшате, Месен, в голове что-то было как из багажа исторических знаний так и из недавно перечитанного Ремарка ("а вы знаете дети, что такое Кеммель?"). За окном была типичная сельская Европа, ухоженные поля, богатые фермы с капитальными строениями, хорошо асфальтированная однорядная дорога, солнечная летняя погода. И тут у нас "забило" колесо, сворачиваем в первый же карман ибо обочины как таковой нету, по обеим сторонам дороги дренажные канавы в полметра глубиной. Рядом большая ферма, перед нами маленькая калитка в кирпичной невысокой стене, за ней ряды белых надгробий и большой белый крест, кладбище как бы огибает ферму с двух сторон. "Ну вот блин"-подумал я.- "пробили колесо да еще возле кладбища какого-то". Выползли из машины, обвиняя друг друга в получившейся заднице, машина арендованная местность непонятная, ну хоть в цивилизации какой-то и то успокаивает. Колесо капитально спустило и пока мы бегали вокруг размахивая руками с фермы к нам вышел молодой мужчина сельской наружности, посмотрел на нас с интересом и поинтересовался на хорошем английском не открыть ли джентельменам калитку на кладбище. Так как за переговоры с автохтонным населением отвечал я, то мне пришлось сообщить что мол нет, у нас колесо вон пробило вот и приткнулись куда смогли. Молодой человек даже несколько разочаровался, но тут же активно вступил в осмотр колеса и диагностику повреждений. А что спрашиваю, у вас тут линия фронта была недалеко? Ну как недалеко, с улыбкой отвечает мне местный уроженец, вот прямо тут и была где мы стоим. Ферма была опорным пунктом вокруг были окопы, у соседей вон на участке уже 95 лет как прудик круглый, образовавшийся в результате попадания чего-то ну очень крупнокалиберного. А у нас вот тут кладбище. Я в задумчивости закурил, поделился сигаретой с аборигеном, мой товарищи уже установили, что запаска тоже битая и пытались дозвониться в "Авис" на тему что нам теперь делать. Я спрашиваю мол как вам тут с кладбищем то? Он говорит, да нормально чо, тут сначала похоронили тех кто погиб обороняя ферму, а потом был перевязочных пункт и хоронили тех кто на нем умер. У нас договор с британской комиссией по военным захоронениям, мы за кладбищем ухаживаем, а они нам деньгами платят, хороший заработок, нам даже повезло. Британцы приезжают пару раз в год к родным могилам, еще канадцы, они тут тоже похоронены, я вот подумал что вы тоже на кладбище приехали, как раз самый "сезон".
Зашел на кладбище, ровные ряды надгробий, там где "дырка" в ряду лежит неопознанный. Британцы, канадцы, погибшие с осени 1914 по лето 1917. Чистые надгробия, ухоженные газоны,аккуратные цветы, тишина. Странное ощущение давно минувшей трагедии и нынешнего умиротворения. Пока я рефлексировал над могилами людей погибших в основном в возрасте младше меня и вспоминал строки трагической английской поэзии "потерянного поколения" ("Если б видел ты в тягостных снах этот лик в катафалке, Если б слышал, как легкие могут у мертвых хрипеть - Ты б не стал повторять молодым эти старые враки, Что "СЛАДКА И ПРЕКРАСНА ЗА РОДИНУ СМЕРТЬ")вокруг нашего обездвиженного агрегата собралось уже человек 10. Колесо было признанно убитым и не снимаемым в принципе, а "Авис" радостно сообщил что поменяет нам машину, если мы ка кто доберемся с этим автомобилем до их центра в 70-ти километрах от нашего текущего местоположения. К счастью, местные сообщили нам что у свекра-деверя жены-троюродного брата есть эвакуатор и он нас домчит почти за бесплатно, но вот приедет он только через полтора два часа. Выбор у нас был небольшой и пришлось остаться пока на месте. Местный "Харон" снова раскурил со мной по сигаретке, видать общение с новым лицом доставляло ему истинное удовольствие. Спрашиваю, а как у вас тут с "эхом войны"? О-о-о говорит с этим все в полном порядке, никакие земляные работы невозможны без саперов, бельгийская армия даже держит неподалеку отдельный взвод. Когда говорит тут интернет прокладывали в отдельной траншее, почти две тонны взрывоопасных предметов повывозили, в школах до сих пор учат, что мол если нашли в поле или во дворе что-то ржавое и на первый взгляд взрывоопасное сразу же пометьте чем-то ярким бегите подальше предупреждая всех и немедленно вызывайте саперов. И говорит, до сих пор находят довольно регулярно. Потом он улыбнулся и показал на свой двор, вон видишь у меня бельевая веревка между двух железяк натянута, это ножки от минометов Стокса, а колючую проволку так вообще до сих пор много где натягивают на аутентичные британские и немецкие винтовые колья. Старые окопные стрелковые щиты прекрасно закрывают любые щели до сих пор, ну а уж всякого просто "железа" в виде осколков, пряжек пуговиц, гильз, частей снаряжения и оружия тут говорит на каждой ферме пруд пруди. Каждый год само лезет. Потом он хлопнул себя по лбу и сказал, что мол через километр возле дороги два здоровенных кратера с войны осталось, теперь пруды с рыбой. Мол там из под земли взорвали немецкие траншеи и остались здоровенные воронки. Так как делать мне было особо нечего а до эвакуатора еще час решил пройтись посмотреть. Действительно, два круглых пруда диаметром метров в 20-25 со вздыбленными вокруг террасами, вот уж действительно "Здесь раньше вставала земля на дыбы", но только нынче зеленая травка и подъездная дорожка, видимо воду берут. В одну из этих убер-воронок я кстати свалился проверяя видно ли дно (не видно и сразу очень глубоко), но быстро выбрался и только промок (телефон с кошельком лежали в нагрудном кармане и не успели как следует намокнуть). В общем все кончилось чрезвычайно хорошо и мы покинули на эвакуаторе эти благодатные края.

Так к чему это я все спросите вы? А к тому что истинная память о войне это когда даже спустя почти 100 лет кладбища содержаться в образцовом порядке, хотя на многие из них может кто придет два раза в год. В этом память, благодарность и достоинство, а не в развешивание бильбордов патриотической тематики на месте рекламы автосалона, которую через месяц сменит реклама мыла и не в битие себя в грудь "патриотической риторикой". Но к сожалению скурпулезной работой (особенной длинной в сто лет) у нас заниматься не любят, проще же компанейщиной к датам.

PS. Кладбище было вот это http://www.cwgc.org/find-a-cemetery/cemetery/9900/R.E.%20Farm%20Cemetery
а кратеры отлично видно на гугло картах https://www.google.ru/maps/@50.7679217,2.8633007,973m/data=!3m1!1e3?hl=ru
Previous post Next post
Up