В исторической науке сложилось клише - распространять характеристику VII и VIII столетий, как темных веков в истории Европы, на империю ромеев. Однако эпоха преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, подвижников святой жизни и великих мыслителей, не заслуживает столь мизерабельного определения. Но в одном отношении Византия в этот период действительно отличалась от предыдущих столетий ― мерой своей воцерковленности. Она стала настолько глубокой и тотальной, что, например, опыты императоров-исаврийцев внедрить декоративные мотивы в настенные росписи и мозаики церквей восприняты были верующим народом как рецидивы язычества. Конец же VIII столетия, отмеченный торжеством иконопочитания и поражением иконоклазма, провел рубеж в истории ромейской культуры: она и ранее была христианской, но в ней еще соприсутствовал элемент, не противопоставлявший себя идейно христианским ценностям, однако проникнутый иным пафосом, органично связанным с античностью, -
на исходе века этот элемент был окончательно вытеснен на периферию.