На настоящее время детские сновидения очень мало изучены, в сравнении со взрослыми. Однако при этом сделаны выводы, с которыми я совершенно не согласна.
https://www.snovid.ru/stati/detskie-sny-otlichaiutsia-ot-vzroslykh/ В большинстве исследований пишут, что дети до 7-8 лет не способны видеть такие яркие, активные, эмоциональные сны, как взрослые, а видят лишь статичные бледные картинки и т.п. Ну вот не согласна - и всё тут! Хотя статистику я собрала маленькую - 3 бывших ребёнка (я, мой папа и мой брат Искандер - папа и Искандер рассказывали мне о своих детских снах) и 2 нынешних ребенка (мои дети, одному ныне 3 года, второму 6 лет).
1. Сагит видит себя во сне (это было еще в дошкольные его годы) едущим на велосипеде с горы, ему очень весело и радостно, затем он прямо на велосипеде въезжает на свою кухню, где его мама готовит что-то, и делает маленький кружок на велосипеде по кухне.
2. Дошкольное или времен начальной школы сновидение. Сагит ползет по снегу, сон окрашен в бледно-голубые тона, ему невероятно грустно, хочется плакать.
В настоящее время уже взрослый Сагит (мой папа, как все догадались) снов "не видит" (не запоминает) и не придаёт им никакого значения).
У него было много снов, но конкретно мне в его пересказе больше всего запомнился вот этот кошмар времён начальной школы.
Звонок в дверь - маленький мальчик открывает дверь, а на пороге стоит странный парень с лицом, вымазанным чёрной сажей, с чёрной электрогитарой в руках, чёрными глазами, в которых радужка сливается со зрачком, но очень яркими белыми зубами. Парень мальчика "засосал в себя сквозь зубы".
Со временем из этого сна моего брата выросла моя фантазия о Чёрном Гитаристе (Юджине Споре).
Все сны дошкольных времён и времён начальной школы.
1. Яркий недетский кошмар о маленькой девочке в стоматологической поликлинике, которая лечится, вставив себе в рот какой-то аппарат, а в это время дядя доктор в накуренном кабинете разговаривает по телефону, и речь идет о том, что он должен выбрать, спасти себя или ту девочку, и он выбирает себя, отключает аппарат этой девочки и уходит из здания.
2. Еще один полукошмар-полугрустный сон: я сижу в комнате, в которой мы жили до моего 6-летия у бабушки, по полу разбросаны игрушки, рядом со мной сидит неустановленный взрослый неустановленного пола, показывает мне картинки с чудовищами и бранится, говоря: "Ты - вот кто!", а затем вдруг оборачивается, смотрит мне прямо в глаза и жалобным тоном добавляет: "Только прошу тебя: пожалуйста, не умирай!" Просыпаюсь в слезах.
3. В доме моей бабушки (где мы жили до моих 6 лет) сижу на кухне за столом, пью чай, спиной к коридору. Мама и бабушка почему-то старательно уговаривают меня не оборачиваться, но я всё равно оборачиваюсь и вижу, как папина пустая одежда (без папы) идёт по коридора из туалета в сторону комнат. Я сильно пугаюсь, а мама меня уводит в ванную и начинает мыть мне лицо водой.
4. Мой самый "хороший" детский сон с условным названием "Лето". Начинается с того, что с меня снимают через голову моё любимое пёстрое дневное платье со словами "Снимай платье и пой". На мне тотчас появляется другое платье - очень длинное, красивое и "живое" - полностью сделанное из настоящих живых цветов, листьев, ягод, бабочек и разноцветных стрекоз. В руке у меня весло, и я неземным прекрасным голосом пою очень красивую песню, хотя ее слова непонятны, и иду по какому-то чудесному саду или парку. При этом я периодически задеваю веслом траву и кусты, и оттуда слышится веселое летнее стрекотание. Я вижу кусты клубники, которые одного роста со мной, и ягоды клубники прямо на уровне моего лица и рук. Со мной разговаривает голос невидимого собеседника, напоминающий папин голос, который тоже произносит время от времени какие-то непонятные и странные фразы, например: "В английском языке есть не только S, но и Весло". В завершение сна я вижу себя в уже знакомом мне с детства парке Матросова возле одного из его неработающих фонтанов, на краю которого спит пьяный дядька. На этом я просыпаюсь.
5. В том сне я вижу себя в гостях у бабушки Розы (не у той, у которой мы жили, а у другой). Я укладываю спать свою любимую куклу Катю, затем сажусь за стол со взрослыми пить чай. Вижу при этом большую тарелку с разноцветными конфетами, на которых сидят такие же разноцветные бабочки. Я возвращаюсь в комнату со "спящей" куклой, и вижу, что кукла ожила и по-настоящему проснулась. Она со мной заговорила, называя меня мамой, и жалуясь, что ей "страшный сон приснился". Я успокаиваю и утешаю куклу.
Пока что мне довелось выделить 3 самых ярких его сновидения. В одном из них он встречается в детском саду со своим двойником, которого тоже зовут Артур и который выглядит в точности как он сам. Они играют вместе, а затем Артур-двойник исчезает, и настоящему Артуру это очень жалко и обидно.
В другом сне он подружился с роботом. Сон был таким ярким и четким, что, проснувшись, Артур долго искал этого робота на кухне и по всем комнатам.
В третьем сне в детском саду дети из его группы хватали и утаскивали его свитер. Только этих одинаковых свитеров у него там оказалось столько, что хватило на всех детей.
Марат свои сны связно не рассказывал пока, но с того момента, как научился говорить фразами, он во сне периодически кричит что-нибудь вроде: "Отдай мячик!", "Включи мультики!", "Верни паровозик!", "Ну я хочу булочку! Дай булочку!" - так что о содержании его снов не сложно догадаться. Сейчас их содержание примерно такое же.
Что характерно - оба ребенка у меня бояки, каждый по-своему, но сведений о кошмарных снах мне до сих пор не поступило.