Jun 22, 2013 01:04
А все-таки я очень люблю сказки как жанр. Причем предпочитаю народные, несмотря на то, что народные бывают местами чересчур странными для современного восприятия и порой слишком жестокими. Среди авторских, впрочем, выделяю отдельно сказки Андерсена.
В годы советской власти у нас делались замечательные мультфильмы по таким сказкам.
Сказки бывают и про королевскую/царскую семью, но я почему-то предпочитаю про крестьян.
Сказки начинаются очень обычно. Какой-нибудь быт, старинный типичный уклад, один из рядовых дней в жизни героев, где пока не происходит никаких чудес. И внезапно... в мирную тихую привычную жизнь врываются мистические силы, чаще всего вначале - именно злые силы.
Возьмем, например, прототипическую в этом плане сказку "Гуси-лебеди".
Мама и папа уезжают в город на ярмарку. Наказывают дочке Маше следить за братцем Ваней и со двора не ходить. Обещают за то привезти детям леденцов сахарных. Потом родители уезжают, девочка оставляет братика одного играть у порога их дома, а сама идет играть с подружками в "Гори-гори ясно". Все пока несказочно. Типичный крестьянский быт.
Внезапно появляются злые гуси-лебеди, хватают Ваню и утаскивают в небо. Мистические злые силы ворвались в обыденную жизнь, разрушая мирный быт героев. И девочка идет в лес искать брата.
И вот тут мир преображается уже окончательно. Мир за пределами родного порога оказывается необычным, странным, новым, живым насквозь. Но герой (в данном случае героиня) этому не удивляется, а как будто ожидает этого и знает, на каком языке общаться с живым миром и как поступать. Непонятно чья печка посреди поляны с пирожками, которые неизвестно кто печет Машу не удивляет. Не говоря уж о том, что общаться с печкой, яблоней и рекой она умеет и знает, что надо помочь и что она получит помощь в ответ. В итоге добрые мистические силы помогают герою найти дорогу в логово злых сил и вернуть себе отнятое (братца Ваню в данном случае) и потом выручают на протяжении обратной дороги.
В сказках так отчетливо слышны отголоски очень древнего анимического, тотемического и языческого мировоззрения. Сказка снова возвращает нас в ту пору, когда люди еще могли общаться с природными духами, демоническими созданиями вроде старухи, питающейся маленькими детьми, и даже с богами, как в сказках "Наргис", "В яранге горит огонь", "Янтарный дворец".
Вместе с героями сказки читатель/зритель (не знаю, как другие, а я точно) переживает странную, непонятно откуда взявшуюся тоску по старым временам, ностальгию по той поре, когда люди были проще, а мистические силы ближе к людям, когда люди не отгораживались от природы городами, когда чудо было не чем-то невероятным, в вполне реальным.
Сказка,
Красота,
Мысли,
Романтическое