21 января (3 февраля) 2022 четверг

Feb 03, 2022 15:59

 
14 Гєйлѣтъ 7530


Мѣсѧцъ Вьюги и Стужи
Понєдєльникъ
10 - Лѣто в кругє лѣтъ (Лѣсного Орла)


3 февраля 1565 года принято считать датой начала опричнины - самого известного, и, в то же время, загадочного феномена правления Ивана IV.




Скажем сразу: тема постоянно толкуется «сообразно историческому моменту» - но общее впечатление достаточно зловещее: так и видятся смертоносные всадники с притороченными к седлам мётлами и собачьими головами - этакие назгулы… Впрочем, обратимся к немногим, более-менее, известным фактам...

…Итак, примерно месяцем раньше Иван выезжает из Москвы - причём обширность царского поезда никого при дворе не смутила - до тех пор,  пока из Александровской слободы (нынешний город во Владимирской области) не прибудет грамота. Государь, если в двух словах, объявляет: он устал и уходит… От чего устал?.. От «боярских измен». Куда уходит?.. Туда, «…где Бог его наставит…»

(Одновременно по московским посадам читали другую грамоту - из неё народ узнает, что на него-то у царя «…гнева и опалы никакой нет» - и, натурально, возопит к государю, дабы тот «государства не оставлял, и их на расхищение волкам не отдавал; …а за государских лиходеев и изменников они не стоят - и сами их истребят!»)

…Таким образом, «народ не безмолвствует», и - «делать нечего, бояре…» (во главе с митрополитом) снаряжаются к Ивану. Он сообщает: вернуться - могу, но требую чрезвычайных полномочий, а именно: «…на всех изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить, имение их брать в казну, и учредить себе на своём государстве опричнину». Исполненные наихудших предчувствий, все соглашаются…



…Так появилось «царство в царстве», опричнина, под которую отойдут внутренние области, включая Москву, - а всё остальное станет земщиной. Эта необычная ситуация продолжалась семь лет - поначалу опричников было около тысячи - потом их численность возросла, видимо,  до пяти-шести тысяч. («Видимо» - потому что источников, как обычно, не хватает; отчасти - из-за чисток, которые Иван регулярно проводил в рядах своих преторианцев; отчасти - потому что после упразднения опричнины в 1572-м будет запрещено само её упоминание).

…Недостаток документов, как водится, породит целые тома исследований. Некоторые специалисты трактуют этот период, как решительный шаг Ивана к укреплению самодержавия («Избранную раду» своих советников он,  действительно, разогнал - а часть боярской верхушки репрессировал). Таким образом, опричнина, якобы, станет инструментом подавления «феодальной раздробленности» - и, одновременно, подчинения клира (вспомним судьбу митрополита Филиппа, яркий образ которого донёс до широкой публики Олег Янковский в фильме «Царь»). Отдельная тема - фактическое превращение Иваном части опричников в некий рыцарский орден.

…Что за причины толкнули Грозного на столь радикальные меры?.. Как мы помним, в 1558-м он начал Ливонскую войну… в отечественной историографии её традиционно обходят вниманием - а зря!.. Иван Васильевич за полтора века до Петра станет «прорубать окно» на Балтику; несколькими годами позже Август Саксонский с тревогой напишет: «Русские быстро заводят флот, набирают отовсюду шкиперов; когда московиты усовершенствуются в морском деле, с ними уже не будет возможности справиться…»



…Справиться, впрочем, удалось - после нескольких успешных лет (и разгрома Ливонской конфедерации!) продвижение победоносных русских войск остановилось; они начали терпеть одно поражение за другим. Бояре действительно сплошь и рядом перебегали к противнику (чего сто́ит один Курбский) - причём, многих Иван, до поры, прощал (Бельского - даже дважды!..)

…Могло ли у царя лопнуть терпение? Вполне. (Надо заметить, что советники этой Северной войне противились). Неудачи неизбежно толкали Ивана к необходимости некой мобилизации - закрепощению крестьянства, карательному походу на помнящий о былых вольностях Новгород… да и свою «гвардию» он стимулировал, периодически перетряхивая её ряды. (Именно потому Грозному симпатизировал тов. Сталин, забанивший вторую серию фильма Эйзенштейна, и выпустивший специальное постановление ЦК, в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников»).

…Вопреки такому, вполне логичному, объяснению, в историографии закрепилось мнение, что царь попросту рехнулся от подозрительности - а заодно дал волю своим садистским наклонностям. Скажем прямо - у Грозного имелись веские основания не доверять боярскому окружению: во-первых, незадолго до событий у него умерла любимая жена Анастасия, почти наверняка отравленная. Во-вторых - насколько можно судить, заговоры и покушения действительно были (хотя что-то могло и «померещиться») - причём, нити тянулись на Запад, в ту же Литву…



(…Изощрённые пытки и бессудные казни полусумасшедшего русского царя - тема, смакуемая многими - от современника, автора известных «Записок о Московии», Герберштейна до российских кинематографистов наших дней. Спорить тут бесполезно - с одной стороны, сложно перенестись на четыре с половиной столетия назад и влезть в шкуру средневекового человека; с другой - аргументы, вроде: «во всём мире свирепствовали ещё похлеще, и с куда большим количеством жертв», почему-то не работают… Известно, что в поминальных синодиках царя перечисляются четыре с половиной тысячи убиенных - но историографы уверенно заверяют: «На самом деле, жертв было в десятки раз больше!..» Откуда сведения? Ну, «оттуда»…)

P.S. …Разумеется, самый сильный аргумент обличителей опричнины - её бесславный конец: в конце концов, проект прикроет сам царь. Ливонская война была, фактически, проиграна; вдобавок татары в очередной раз спалят Москву… И вообще, правление Грозного завершится минорно - и продолжится Смутным временем… Значит ли это, что во всём виноват он сам? Или это было стечение неблагоприятных обстоятельств, которые царь пытался, но не смог преодолеть? Что тут скажешь… например, святому новомученику Николаю II предъявлять претензии насчёт гибели империи, вроде бы, не принято… Впрочем, это - совсем другая история.



Пишет shatff в В этот день… 3 февраля - 1
О царе Иване Грозном - и его опричнине



● 7530 Лѣто от СМЗХ - Сотворения Мира в Звёздном Храме (5 508 до р.х.)
● 13030 Лѣто от Великой Стужи и (Великого Похолодания) (11 008 до р.х.)
● 40026 Лѣто от 3-го Прибытия Вайтманы Перуна (38 004 до р.х.)
● 445665 Лѣто от Сотворения Великого Коло Рассении (42 544 до р.х.)
● 106800 Лѣто от Основания Асгарда Ирийского (от 9 Тайлетъ) (104 774 до р.х.)
● 111828 Лѣто от Великого Переселения из Даарии (109 806 до р.х.)
● 143012 Лѣто от периода Трех Лун (140 990 до р.х.)
● 153388 Лѣто от Асса Деи (151 336 до р.х.)
● 165052 Лѣто от Времени Тары (163 030 до р.х.)
● 185788 Лѣто от Времени Туле (183 766 до р.х.)
● 211708 Лѣто от Времени Свага (209 686 до р.х.)
● 273916 Лѣто от Времени х’Арра (271 894 до р.х)
● 460540 Лѣто от Времени Дары (458 518 до р.х.)
● 604396 Лѣто от Времени Трех Солнц (начало Даарийского летоисчисления) (602 374 до р.х.)
● 957530 Лѣто от Времени появления Богов (955 508 до р.х.)
● 1,5млрд Лѣто от прибытия на Мидгард первой вайтмары Великой Расы Рода небесного

КАЛЕНДАРЬ, история, Иван Грозный

Previous post Next post
Up