Благодарю за репост
ewgen1410Оригинал взят у
mikle1 в
О геноциде русских в Чечне (окончание) .если бы страна знала о тех зверствах, которые происходили в Чечне в те годы в отношение не чеченского населения, она бы содрогнулась.
Из письма бывшей жительницы Грозного, 2005
Только по официальным неполным данным из Чечни бежало, спасаясь от этнических чисток, 250 тысяч человек нечеченской национальности
[25], убито - 20 тысяч
[26].
Согласно переписи 1989 года в Чечне проживало более 372 тысяч жителей невайнахской национальности из них почти 293 000 русских
[27]. Согласно переписи 2010 года русских в Чечне осталось 24 382, что составляет лишь 1,92% населения Чечни.
Наши исследования показали, что, например, в станице Ассиновская до геноцида проживало более 8 000 русских
[28], к 1997-му их стало 270, к 2001, по данным нашей инициативной группы, - единицы. Судя по этой выборке, к настоящему моменту нечеченское население Чечни сократилось, по крайней мере, на 350 тысяч человек.
Нельзя сказать, сколькие из них были убиты, ведь очень трудно выяснить судьбы каждого из жителей. Мы располагаем полными данными лишь о нескольких тысячах человек, хотя число беженцев, несомненно, больше. По оценкам А. Абакумова было убито около 40 тысяч русских
[30], по данным Джабраилова, процитированным в начале статьи, убито около 80 тысяч нечеченцев. Значит, спаслись менее 300 тысяч….
По мнению Елены Гавкиной, у которой бандиты отняли квартиру «с теми чеченцами, с которыми мы всю жизнь прожили, у нас были прекрасные отношения. Но в семье не без урода...»
[31].
Однако по свидетельству Нины Барановой, «неуродов», к сожалению, было меньшинство: «Самые хорошие из тех чеченцев, которые разгуливали с оружием в руках, говорили: "Убирайтесь по-хорошему". Плохие ничего не говорили, они просто убивали, насиловали или угоняли в рабство. А с оружием разгуливала треть мужчин республики. Еще треть молча их поддерживала. Остальные сочувствовали нам, это были в основном городские чеченцы, но что они могли поделать, если даже старейшины сидели на лавочках и улыбались: "Пусть русских побольше уезжает"»
[32].
А1 также обращает внимание на пассивность чеченцев, не участвовавших в геноциде непосредственно: в лучшем случае от них можно было ждать дружеского совета уехать.
Однако многие чеченцы предпочитали поступать «как все»! Один вот по сей день очень удивляется, что кто-то находит нечто предосудительное в том, что он купил у семидесятилетней женщины квартиру за двести долларов(В3). Право слово, ведь сам он ее и пальцем не тронул.
Весной 1995-го все еще тешились радостными надеждами. Казалось, что республика вновь оживает: возобновил работу университет (на работу вышли 300 преподавателей), начинают выходить газеты, проводятся субботники по уборке Грозного
[38].
В эти годы впервые заговорили о геноциде русских на полуофициальном уровне. Некоторые аналитики настаивают на том, что именно этот геноцид стал причиной или поводом (как кому больше нравиться) для ввода российских войск в Чечню
[39],
[40]. Однако в действительности факт геноцида был «упомянут» российским руководством только в середине 1995 года.
В июле 1995 года С. Шахрай на заседании Конституционного Суда заявил, что в «конце 1991 года, 1992 году, половине 1993 года в Чечне происходили массовые нарушения прав и свобод человека, происходила этническая чистка». Заявление продублировал в августе Олег Лобов, ставший представителем президента в Чечне
[41]. Обе эти реплики остались почти незамеченными.
Скоро дает о себе знать непоследовательная и неумелая политика Москвы. Попытки переговоров, сдерживание военных операций создает у боевиков уверенность, что все еще можно переиграть. Зимой 1995-1996 гг. происходит несколько крупных захватов заложников, похищают несколько десятков строителей в Ачхой-Мартане и Грозном. Учащаются акты террора против оставшегося в республике русского населения, официальный приказ об этом издает в марте 1996-го Ахмед Закаев.
Капитуляция в Хасавь-юрте (1996) только подстегивает процесс. Вновь начинаются грабежи и отъем жилья у посмевших вернуться русских. Приведу свидетельства Марии З.: «Многие подростки тут завели моду бегать по городу с автоматами, обирали каждого встречного-поперечного, - а главным образом русских, за которых некому было заступиться. Случалось, и расстреливали людей - просто так, "из вредности". Кстати, не только русские, но и многие чеченцы страдали от этих молодых "отморозков". Впрочем, чего еще было ожидать от юнцов? Ведь с 1991 года (приход Дудаева) они фактически не учились ни в школах, ни ремеслу. Да и работать им было негде. К тому же дудаевские идеологи вбили им в головы, что высшая военная доблесть для чеченца - стрелять по русским "захватчикам" и добывать хлеб насущный исключительно с помощью автомата Калашникова.
Так и выросло целое поколение, живущее отныне по закону: у кого больше патронов - тот и хозяин жизни»
[42]. Вскоре у Марии отнимут квартиру и она «в одних тапочках» будет вынуждена уехать в Ставрополь.
Нельзя не сказать и о проблеме заложничества. Еще Пушкин писал: «Пленников они (горцы) сохраняют в надежде на выкуп, но обходятся с ними с ужасным бесчеловечьем, заставляют работать сверх сил, кормят сырым тестом, бьют, когда вздумается, и приставляют к ним для стражи своих мальчишек, которые за одно слово во вправе их изрубить своими детскими шашками»
[43].
О заложничестве заговорили вновь в 1990-е годы, жители станица Ассиновская обращают внимание на то, что многие чеченские тейпы обзаводятся рабами из числа русских бомжей
[44]. Опасения того, что «новая экономика» Чечни будет основана на базе рабского труда, вполне подтвердились. По данным чеченской православной общины была похищена значительная часть республиканского клира
[45], всего обращено в рабство 45 тысяч человек
[46], среди них не только жители Чечни и близлежащих регионов, были даже москвичи.
В 1999-м даже либеральный «Мемориал» официально признал: «…Криминальное насилие, исходящее из Чечни, является реальным фактором, дестабилизирующим обстановку»
[48]. В параграфе 4 той же справки правозащитники констатируют, что Ставропольский край «пока еще не является основным направлением криминальной экспансии из Чечни, уступая Ингушетии, Северной Осетии и Дагестану».
В этот период чеченский бандитизм становится значимым политическим фактором в регионе. Представители чеченского криминалитета мелькают в дагестанской и московской политической элите. Данная политическая сила ставит перед собой следующую задачу «провозглашение исламской республики и создание великой Чеченской империи в Чечне и Дагестане, а затем и на земле Ингушетии»
[49].
Однако после начала контртеррористической операции положение несколько улучшилось. Например, по наблюдениям жителей Буденовска (A6), после начал боевых действий в Чечне число преступлений резко упало.
Факты истребления русского населения в Чечне стали более известны во время второй чеченской войны. Вступая в республику, федеральные силы нашли свежие массовый захоронения: во время отступления боевики расстреляли несколько десятков человек в станицах Микенская и Знаменская «за содействие федералам»
[50], братские могилы найдены в поселке Здоровье
[51].
Тогда же началось первое прокурорское расследование обнаружившее повсеместно места массовых захоронений, в которых, по предварительным данным, «захоронено около тысячи человек. Даты захоронений - с 1991 по 1999 годы»
[52]. Однако «будку гласности» вскоре прикрыли: формулировка «геноцид» прозвучал еще лишь в деле банды Рамзеса Гайчаева
[53] (того самого, который по собственному выражению «просто убивал русских»). Участники группировки обвинялись в убийствах и грабежах исключительно русскоязычного населения станицы Червленной. Из приговора пункт «геноцид» исчез
[54].
Впрочем, вступление в республику федеральных сил геноцид не прекращает. В Грозном по официальным данным за один день (20 марта 2001) было убито 10 мирных жителей из них 8 русских и 2 чеченцев
[55] - федеральные власти объявили о захвате группировки ответственной за эти деяния, однако через три дня аналогичное массовая расправа над русскими происходит вновь
[56]. Представитель Президента по правам человека в Чечне В. Каламанов тогда официально заявил о геноциде русского населения, осуществляемом боевиками.
Возникает фактический запрет на упоминание этнической составляющей конфликта и преследований по языковому и этническому признаку, действующий до сих пор. Собственно, эта проблема практически забыта. Чеченский политик Амин Осмаев предполагает, что у федеральных органов власти имеется опасение быть обвиненными в шовинизме, если эта тема будет поднята
[57].
С этим феноменом автор столкнулся, когда пытался обратить внимание ряда современных политиков на проблему геноцида русских в Чечне. По их реакции можно было подумать, что я призываю их вступать в партизанский отряд.
Я представлял в тот момент абсолютно умеренную группу по защите прав русских и русскоязычных беженцев из Чечни. Наши пожелания - самые скромные: официально признать факт геноцида, дать пострадавшим статус беженцев, оказать хоть минимальную помощь нуждающимся.
В отличие от чеченского политика Амина Осмаева мы и не думаем предлагать ввести квоту, обязательное число русских, в руководстве республики. Однако проблема остается.
Автор: Максим Канич
1 «Известия», 16 августа 2005. |
в текст2 Ю. Кондратьев «Грозный: несколько дней». Приводится по авторской рукописи. |
в текст3 Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли». Москва: «АСТ», 2002. С. 518. |
в текст4 D. Stannard «American Holocaust: The Conquest of the New World». «Oxford University Press», 1993. |
в текст5 «Оксфордская иллюстрированная энциклопедия». М: «Ифна-М - Весь мир», 2000. Т. 4, С. 82. |
в текст6 «Союз можно было сохранить. Белая книга», под общей редакцией А. Вебера. М.: «Апрель-85», 1995. С. 11. |
в текст7 М. Юсупов «Этнодемографическая характеристика Чечни» |
в текст8 А. Каламбет «Чечня предвоенная» // «Дуэль», 9 июня 1998. |
в текст9 Приводя свидетельства людей, чьи имена мы не можем назвать по тем или иным причинам, мы будем пользоваться цифро-буквенной нумерацией. Аn - для тех, чьи показания задокументированны, Вn - для прочих свидетелей. |
в текст10 А. Михайлов «Чеченское колесо. Генерал ФСБ свидетельствует». М.: «Совершенно секретно», 2002. С. 28. |
в текст11 «Белая книга. Чечня, 1991-1995: факты, документы свидетельства». Москва: Центр общественных связей ФСБ РФ, 1995. Часть 2, С. 6. (Далее - Белая Книга). |
в текст12 И. Сухов «Бегство из России в Россию» // «Время Новостей», 1 июня 2004. |
в текст13 Белая Книга. Ч. 2, с. 6. |
в текст14 «Голос Чечено-Ингушетии», 5 декабря 1991. |
в текст15 «Голос Чеченской республики», 15 января 1993. |
в текст16 «Не уезжайте, русские! Нам нужны рабы!» // Чечня.ru, 25 августа 2000. По материалам допросов проведенных прокуратурой РФ в январе 1995-го. |
в текст17 А. Шаповалов «Голодная смерть или бандитская пуля» // «Независимая Газета», 21 января 2003. |
в текст18 Белая Книга. Ч. 2, с. 6. |
в текст19 Белая Книга. Ч. 1, с. 16. |
в текст20 Ср. со свидетельством Дудиной: «…ехала в Кpаснодаp в 1993 г., поезд был остановлен, вошли вооруженные чеченцы и забирали деньги и ценности. В тамбуре изнасиловали и выкинули из вагона (уже на полном ходу) молодую девушку». («Не уезжайте, русские!..»). |
в текст21 А. Михайлов Указ. Соч., С. 28 |
в текст22 Ю. Кондратьев «Грозный…». У нас есть данные о нескольких акциях сопротивления со стороны казаков северных районов Чечни, однако значительного резонанса они не получили. |
в текст23 Д. Тихонов «Проблемы в Чечне были всегда…» [интервью с А. И. Ивановым] // «Литературная Газета», 12-18 февраля 2003. |
в текст24 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него // «Международный акты о правах человека. Сборник документов», М.: Институт Государства и Права, 1998. |
в текст25 «Известия», 28 января 2005. |
в текст26 А. Шаповалов «Голодная смерть или бандитская пуля» // «Независимая Газета», 21 января 2003. |
в текст27 М. Юсупов
«Этнодемографическая характеристика Чечни». |
в текст28 «Независимая Газета», 24 апреля 1998. По свидетельству Ю. Кондратьева верен, по крайней мере, порядок. |
в текст29 «Коммерсантъ», 17 апреля 2003. |
в текст30 А. Абакумов «Чеченская диаспора должна платить за геноцид в отношении славянского населения в Грозном, на р. Сунже и Среднем Тереке» // «Экономическая газета», №21, 1998. |
в текст31 И. Шовхалов «В своей стране я словно...» // «Дош», №1, 2003. С. 21. |
в текст32 Д. Соколов-Митрич «Забытый геноцид» // «Известия», 28 января 2005. |
в текст33 И. Шовхалов «В своей стране я словно...». С. 22. |
в текст34 «DiRECT!», 23 Juin 2000. |
в текст35 «Спецназ России», №2, февраль 2002. |
в текст36 И. Сухов «Бегство из России...». |
в текст37 В. Янченков «Изгои на родной земле» // «Труд-7», 17 февраля 2000. |
в текст38 «Республика», 25 апреля 1995. |
в текст39 L. Monod «Le Rôle de l’OSCE en Tchétchénie». Edition d’«Institut Universitaire des Hautes Etudes Internationales», 2000-2001. P. 12. |
в текст40 E. Schneider «Moskau Entschluss zum Tschetschenien-Krieg» // «Aussenpolitik», №2, 1995. S. 162. |
в текст41 «Голос Чеченской республики», 14 августа 1995. |
в текст42 «Труд-7», 12 марта 1999. |
в текст43 А. Пушкин Избранные Сочинения. Москва: «Художественная Литература», 1978. Т. II, С. 613. |
в текст44 Белая Книга. Ч. 1, с. 18. |
в текст45 В. Янченков «Изгои…». |
в текст46 А. Шаповалов «Голодная смерть или бандитская пуля» // «Независимая Газета», 21 января 2003. |
в текст47 «Зеркало Недели», 27 декабря 1997. |
в текст48 О. Орлов, А. Костинский «Справка о положении в Курском районе Ставропольского края» // Электронный Архив Центра «Мемориал», 8 апреля 1999. |
в текст49 «Ал-Аман», 17 сентября 1999. Цит. В. Бобровников «Абреки и государство» // «Вестник Евразии», №1(8), 2000. С. 38. |
в текст50 «Российская Газета», 6 января 2000. |
в текст51 «Коммерсантъ», 3 марта 2001. |
в текст52 «Российская Газета», 6 января 2000. |
в текст53 «Сегодня», 19 января 2000. |
в текст54 ИА Lenta.ru, 18 апреля 2001. |
в текст55 ИА News.ru, 20 марта 2003. |
в текст56 ИА News.ru, 23 марта 2003. |
в текст57 «Россiя», 30 июля 2003. |
в текст https://mikle1.livejournal.com/196572.html https://mikle1.livejournal.com/196572.html