Кристель Неан (Christelle Néant) Agora Vox, Франция
Сначала Украина пустила себе пулю в ногу блокадой Донбасса (ДНР и ЛНР обернули ее против Киева), а теперь нажимает на курок пистолета, который сама приставили себе к виску на Майдане в 2014 году.
За последние дни и недели план Владимира Путина по Украине, который многие посчитали слишком «мягким» на фоне массовых убийств населения Донбасса, постепенно начинает разворачиваться.
Но давайте рассмотрим историю с самого начала. Во время Майдана в феврале 2014 года законно избранный президент Украины Виктор Янукович был свергнут в результате государственного переворота, который все западные правительства назвали легитимным. Только вот он не был таковым даже с точки зрения украинской конституции.
Бывший депутатом Рады до 2014 года Владимир Олейник составил подробный отчет об этих событиях, в котором показал, что государственный переворот 2014 года был совершенно антиконституционным.
Если вкратце, после ухода Януковича силы Майдана через Раду изменили украинскую конституцию, вернувшись к ее предыдущей версии, чтобы легализовать свой переворот. Эти поправки были подписаны и обнародованы Турчиновым, который был исполняющим обязанности президента, так как являлся спикером рады. Проблема в том, что до публикации новой конституции официальным образом Турчинов не был уполномочен ставить под ней свою подпись. Право на это было лишь у главы правительства Януковича Николая Азарова.
Кроме того, Рада утвердила изменения резолюцией, а не законом, что противоречит украинской конституции. И депутаты даже не могут заявить, что не осознавали незаконность своих действий, так как указали в резолюции, что «соблюдение процедуры пересмотра конституции Украины, установленного по конституции Украины и прописанного в главе XIII конституции Украины, является одним из базовых условий легитимности конституционного порядка на Украине».
К тому же, поправки основывались на законе 2014 года, который был отменен Конституционным судом Украины. Решения Конституционного суда обязательны к выполнению на всей территории страны, окончательны и безапелляционны. Таким образом, новые украинские власти переступили не только через конституцию, но и через решение Конституционного суда, который обладает исключительным правом на определение конституционности того или иного решения.
Вишенкой на торте становится отстранение Виктора Януковича. В статье 108 конституции четко прописано, что существует всего четыре причины досрочного прекращения полномочий президента Украины: отставка, неспособность выполнять обязанности по состоянию здоровья, отстранение в результате процедуры импичмента, смерть.
Янукович не подавал в отставку, не имел проблем со здоровьем и не умер (тут, кстати, становится понятнее, почему Януковича после свержения преследовали на востоке Украины, чтобы убить: это сняло бы проблему легитимности его смещения. Спася его, Россия создала большую проблему для нынешних украинских властей).
Единственным законным путем для путчистов был импичмент. В статье 111 украинской конституции ясно прописаны основания для такого решения: «Президент Украины может быть отстранен по решению Верховной Рады в результате процедуры импичмента в случае, если он виновен в государственной измене или других преступлениях».
Только вот при его отстранении называлась другая причина. В постановлении отмечается, что «президент Украины В. Янукович антиконституционным образом отказался от выполнения своих конституционных обязанностей и не исполнил свой долг». Но такие основания не предусмотрены в украинской конституции для отстранения президента от обязанностей. То есть, постановление об отставке Януковича является абсолютно антиконституционным.
Другими словами, нынешние украинские власти полностью и необратимо нелегитимны с точки зрения украинской конституции и права, а Виктор Янукович все еще является законным президентом Украины.