Вперёд в прошлое. Запад поможет Украине санкциями против России. Когда читаешь западные публикации про Украину, нет-нет да и проскочит скупая мужская слеза, настолько там используют клише России 1990-х. Всё сводится к формуле: «Да, пока паршиво живётся. Да, стало хуже. Да, кругом коррупция. Да, преступность и кругом уроды. Да, война. Но всё это ничего - через это все проходили, надо только подождать немного, лет эдак …дцать и не сворачивать с выбранного пути и будет тебе счастье».
Читаешь, закрываешь глаза - и вот ты снова в общаге, на улице кризис, денег нет от слова совсем и надо идти таскать вьетнамцам баулы со шмотками, дабы не дать дуба, а потом слушать по ящику реформаторов, как демократия победит коррупцию и вот-вот заживём хорошо. Надо только строго следовать западному курсу, выполнить все условия МВФ, чтобы олигархи получили кредиты, и победить «русский кгасно-когичневый фашизм», в нашем случае в себе, а не на Донбассе, но и в той войне потерь среди народа было не меньше. Притом с каждым новым выпускам по расплывающимся лицам реформаторов видишь, что они уже зажили. И только вечно бухой президент в одной поре…
С тех пор Россия, нет, ещё далеко не выздоровела от колониальной демократии, олигархи никуда не делись и наверху через одного все из команды тех самых реформаторов, но на уровне населения прививку получила и ещё пару поколений «либерал», Госдеп, МВФ здесь будут словами ругательным.
Зато теперь открываешь американский Atlantic Council и видишь, что времена моей молодости наступили на Украине, притом сразу и во всей красе.
«Реформы на Украине, о начале которых так много говорили, существенного облегчения простым людям не принесли - и, тем не менее, украинцы по-прежнему смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем европейцы, говорит Брюс Стоукс из исследовательского центра Pew Research Center. Хотя 66% украинцев во время опроса назвали состояние экономики страны «очень плохим», а ещё 28% респондентов охарактеризовали его как «довольно плохое», 48% жителей страны считают, что следующее поколение будет жить лучше, чем они», - совершенно искренне повторяет фразы двадцатилетней давности Мелинда Хэринг.
«И всё-таки трудно испытывать оптимизм в отношении Украины с учётом событий, произошедших за последние два месяца. Из правительства ушли многие из главных реформаторов, реформа генеральной прокуратуры так и не проведена, расследование скандального дела знаменитых «бриллиантовых прокуроров» затягивается, и страна два месяца находилась в тупике из-за отсутствия правящей коалиции. В результате в феврале Международный валютный фонд заморозил выплату третьего транша из 17.5 миллиардов долларов, выделенных в рамках программы вывода страны из кризиса», - с сожалением отмечает она.
««С начала кризиса много времени было потеряно», - сказал посол США на Украине Джеффри Пайетт в кулуарах Киевского форума безопасности. И тем не менее он порекомендовал Западу продолжать оказывать помощь (Украине) и запастись терпением. По словам Пайетта, он по-прежнему уверен в Украине благодаря украинцам. «Они демонстрируют удивительную стойкость», - отмечает он. Кроме того, он с оптимизмом относится к этой стране «благодаря тем успехам, которых они достигли. Благодаря всему, что произошло в Верховной Раде», которую он назвал «по-настоящему демократическим» органом власти.
Заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, также присутствовавший на форуме, согласен, что для оптимизма есть основания. «Удивительно, что Украина достигла таких результатов», - сказал он, добавив, что «пока ещё есть по-настоящему хорошая возможность добиться дальнейшего прогресса»», - продолжает Мелинда.
Да, тут действительно нельзя не отметить: «Удивительно, что Украина достигла таких результатов» - население стало бедней в три раза, цены примерно в столько же выше, работы примерно в столько же раз меньше, да и само население уменьшилось на треть. Тут хочешь - не хочешь, а удивишься. Удивительней было только в Ливии - те летели в пропасть гораздо быстрей, так что есть к чему стремиться.
И всё же, чем поможет Запад своей подопечной?
«Пока что Украина пользуется широкой поддержкой. Евросоюз ввёл широкие экономические санкции против России [и от этого резко стали жить в Житомире - прим. ред.].
Дэвид Крэмер из Американского института Маккейна предложил Западу улучшить и скорректировать свою помощь, подключив к расследованиям на Украине ФБР и министерство юстиции, изучив дорогостоящие покупки олигархов и рассмотрев вопрос о введении адресных санкций против украинцев, замешанных в коррупции в высших эшелонах власти [проще сразу всё руководство записать, хотя опять запишут Януковича - прим. ред.].
«Украине необходимо собраться с силами и навести порядок», - сказал он.
В ходе двухдневного форума специалисты признали, что хотя борьба с коррупцией уже началась [это да, столько там сразу ещё не воровали, прим.ред.] в системе госзакупок, и было создано Национальное антикоррупционное бюро Украины, возглавили эту работу не власти, а гражданское общество.
Несколько экспертов подчеркнули важность реформирования судебной системы. «Если мы не сможем привести её в порядок, то всё, чего достигла Украина,… всё остальное будет зависеть от того, как удастся «договориться» с прокуратурой, - отметил Пайетт. - Главная задача сейчас - это найти генерального прокурора, который сможет заслужить доверие общественности»».
В чём же видят выход для Украины на Западе? А выход в передаче власти людям из фонда Сороса.
«14 апреля Верховная Рада Украины назначила на должность премьер-министра Владимира Гройсмана. После двухмесячной неопределённости назначение Гройсмана пока что положило конец политическому кризису. Но ещё до его назначения экспертов беспокоило то, что его новое правительство не будет в достаточной степени ориентировано на реформы, и что Гройсман слишком предан президенту Петру Порошенко.
«Думаю, что некоторые слишком поторопились поставить крест на новом правительстве, - говорит Пайетт. - Неправильно утверждать, что не способен проводить реформы».
Более того, директор киевского отделения Центра Вудро Вильсона Катерина Смаглий напомнила мне, что Фонд Сороса выбрал Винницу - когда там мэром был Гройсман - в качестве образца для подражания для других городов. Задолго до того, как бывший президент Грузии и нынешний губернатор Одесской области Михаил Саакашвили организовал в Одессе работу административных учреждений по принципу «одного окна», Гройсман ввёл эту систему в Виннице ещё в 2008 году [если Гройсман будет «работать» как Саакашвили, то до цугундера Украина дойдёт быстрей, чем с Яценюком, которого от многих шагов останавливала банальная трусость - прим. ред.]. Кроме того, другие организации направляли в Винницу белорусских активистов для изучения городского опыта.
Но будет ли доволен работой нового правительства Международный валютный фонд? По мнению Пайетта, пока невозможно делать какие-то прогнозы. В октябре прошлого года он убеждал украинские власти ускорить процесс реформирования, назвав борьбу с коррупцией «главным полем битвы между старой и новой Украиной». Гройсман, как считает Пайетт, является частью новой Украины», - подводят черту в американском издательстве.
Что будет дальше - уже известно: ещё три-четыре года «реформ» - и экономика страны дойдёт до ручки, далее будет смена одних уродов на других, которые придут под популистскими лозунгами, объявят во всём виноватой Россию и потребуют выплат «компенсаций», возможен приход и откровенных нацистов и новая война за Крым/Донбасс - это уже как решат «Хозяева».
А экономика? А что экономика: кормить аборигенов не обязательно - их задача обеспечить нестабильность на границе с РФ и стать основной базой для НАТО, для этого хватит в целом миллионов 10 полностью упоротых, а остальные вымрут сами или сбегут.
На данный момент внутренняя ситуация на Украине определяется двумя основными тенденциями: постепенным усилением недееспособности центральной власти и нарастанием спонтанных, никем неуправляемых социально-политических и финансово-экономических процессов. Всё это непосредственно влияет на внутреннюю и внешнюю поддержку политического режима на Украине.
Сложившаяся на Украине управленческая ситуация стремительно ухудшилась ещё и в связи с тем, что в ходе административной реформы, главной целью которой являлось тотальное «омоложение» кадрового состава государственных органов управления, произошла замена профессиональных чиновников на молодых людей (до 40 лет), не обладающих необходимым опытом/знаниями административной и управленческой работы. В результате этого существенным образом упала эффективность центральных органов государственного управления, вплоть до утраты некоторыми их структурами даже минимально необходимой функциональности.
Резкий скачок коррупции и непрофессионализма в украинском госаппарате запустил процесс нарастающего паралича государственной власти, который, в свою очередь, привёл нынешний политический режим к частичной потере как внутренней, так и внешней поддержки.
О потере народной поддержки свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Институтом Горшенина в феврале текущего года. Как показал данный опрос, уровень недоверия украинских граждан по отношению к представителям истеблишмента Украины варьируется от 55% (глава СБУ Василий Грицак) до 84,7% (на тот момент премьер-министр Арсений Яценюк).
Более того, высокая степень недоверия украинского общества по отношению к отдельным политикам и чиновникам сочетается с не менее высоким уровнем недоверия по отношению к основным государственным институтам страны. Согласно результатам вышеупомянутого социологического исследования, Верховной раде не доверяют 87,6% респондентов, парламентской коалиции - 82,4%, Кабинету министров - 86,2%, прокуратуре - 85,5%, судам - 89,3%, полиции - 51,7%, Службе безопасности Украины - 68,7%, вооруженным силам Украины - 43%.
Это свидетельствует о том, что на данный момент в значительной степени поддержку населения утратил не только нынешний политический режим на Украине в лице его основных представителей, но и украинская государственность как таковая.
Непреодолимое отчуждение между подавляющей частью граждан Украины и украинским государством усиливается нарастающими противоречиями антагонистического характера внутри правящей украинской элиты.
При этом, если на открытые вызовы со стороны своих наиболее сильных оппонентов президент Украины пока ещё способен отвечать, как это было во время его конфликта с И.Коломойским, то подавить всех своих конкурентов в целом он не способен. Для этого у него нет ни сил, ни ресурсов. К тому же границы его влияния целенаправленно сужаются американцами, которые позволяют П.Порошенко воевать со своими политическими противниками, но не дают ему возможности их уничтожить. Это лишает нынешний режим на Украине внутренней устойчивости, а политический кризис превращает в перманентный процесс, внутренне присущий сложившейся за последние годы политической системе.
Нарастающий хаос в стране, неугасающий политический кризис, тотальная коррупция, провал реформ, набирающий обороты экономический и социальный кризис, неспособность Киева остановить военный конфликт на Донбассе фактически поставили крест на украинской стратегии Запада.
Запад оказался глубоко разочарован неспособностью нынешнего украинского политического режима успешно осуществить предложенные ему Европой и США реформы. Уже сейчас можно констатировать, что тотальная вестернизация Украины провалилась. Западу стало очевидно, что Киев неспособен к конструктивным действиям в рамках минских соглашений. Минск-2 украинской властью не выполняется. А это, в свою очередь, говорит о том, что благодаря украинской позиции, мирного пути выхода из вооружённого конфликта на Донбассе не существует.
В целом, если учитывать настроения, которые на данный момент доминируют в американской и европейской политической среде, а также смысловой тренд в западных СМИ, занимающихся освещением украинской проблематики, можно сделать вывод о том, что сейчас Запад воспринимает Украину как своё поражение. Она оказалась бесполезна в качестве механизма принуждения России к политической капитуляции и продемонстрировала свою полную невосприимчивость к реформам по западным алгоритмам. Если два года назад США и Европа рассматривали её в качестве некой козырной карты в игре против России, то теперь они воспринимают Украину как бесполезный груз, существенным образом сковывающий их геополитическую манёвренность.
Украина оказалась непригодной и для её эффективного использования против России. Даже втягивание Москвы в прямой вооружённый конфликт с Киевом уже не выглядит на Западе столь перспективно как раньше. Военная операция РФ в Сирии продемонстрировала Вашингтону и Брюсселю тот тип вооружённого конфликта, который развернётся на территории Украины в случае втягивания России в войну. И этот сценарий не может устроить Запад т.к. он лишь сильнее пошатнёт авторитет США и Европы, увеличит западные издержки, связанные с украинской проблемой, и не сможет нанести критического урона РФ. Запад понимает, что серьёзным образом недооценил российскую военную эффективность и мощь.
В Европе на данный момент достаточно чётко осознают провал своей политики санкций в отношении РФ. С одной стороны, Брюссель понял, что существенным образом недооценил финансово-экономическую силу и устойчивость России, а с другой стороны, на данный момент для европейских стран стало очевидным, что они существенным образом переоценили собственные возможности ведения санкционной войны против РФ. Потери Европы оказались несоизмеримыми в сравнении с теми дивидендами, которые она гипотетически может получить в случае успеха её финансово-экономического давления на Россию.
Украинская «революция достоинства» продемонстрировала свой полный провал в качестве фактора идеологического и информационно-психологического воздействия на российское общество. Майданная Украина, вследствие мощных негативных последствий государственного переворота и гражданской войны, стала не положительным, а сугубо отрицательным примером для российских граждан. Как показали недавние социологические исследования ВЦИОМ, повторения украинского революционного сценария в России хотят лишь 1% респондентов. По сути, киевский майдан стал для российского общества прививкой от революции.
В целом сложившаяся ситуация показывает, что Запад взял курс на минимизацию затратной части украинского проекта, сведя к незначительному объёму финансовую поддержку Украины. В данном случае речь идёт не только о сознательном торможении МВФ сотрудничества с Киевом, но и об откровенных заявлениях высокопоставленных европейских чиновников, сделанных ими в формате закрытых встреч с украинским руководством, относительно того, что в дальнейшем Украина должна сама находить деньги для оплаты своих текущих потребностей, в частности, покупки природного газа. Чтобы соответствовать западным требованиям, Киев уже сейчас вынужден непрерывно сокращать наиболее затратные для страны статьи расходов.
На данный момент Вашингтон и Брюссель пытаются оказывать максимальное давление на Киев, чтобы принудить его к выполнению взятых им на себя обязательств. Не исключено, что Запад попытается установить на Украине своё прямое правление. Однако на этом пути шансов на успех у США и Евросоюза практически нет. Попытка введения прямого иностранного правления лишь сильнее дестабилизирует ситуацию внутри страны. А это означает, что после того, как все способы трансформационного воздействия на Украину окажутся вычерпанными, Запад будет вынужден поставить перед собой задачу минимизации тех потерь и проблем, которые ему создаёт Украина. На этом этапе Вашингтон и Брюссель будут вынуждены реально договариваться с Москвой, без которой нейтрализовать украинский негатив они не смогут.
Уничтожение украинской промышленной базы, сконцентрированной в основном на востоке страны, смещает экономический и политический баланс в пользу западных регионов и полностью оттесняет на обочину политическую оппозицию. Выгоды такого расклада понятны. Поддерживая обстановку постоянного кризиса, правительство убеждает избирателей, что оно должно оставаться у власти, чтобы страна не свернула с текущего курса. Неясно одно: успеет ли эта стратегия принести плоды до того, как экономика Украины рухнет.
Западу не следует поддерживать такую политику. При любых политических симпатиях, западные правительства не вправе одобрять осознанное разорение население ради политической выгоды. Риск превращения Украины в недееспособное государство, из которого в Европу могут хлынуть миллионы людей - что дополнительно усилит разворачивающийся миграционный кризис - слишком велик.
Лучший способ избежать такого исхода - осознать, что экономическое выживание Украины зависит не от западных программ по спасению ее экономики, а от возвращения российских инвестиций. Западным лидерам следует выступить за торжество экономической рациональности над экономическим национализмом и сделать это условием для оказания помощи стране.
Пока этого не произойдет, вряд ли кто-то - включая самих украинцев - будет всерьез вкладываться в будущее Украины.
Всем, кто прислал ссылки: да, "рвут", да, "топчут", и да - "мешают с г*вном".
Вот только...
Вот только обратите внимание на отмеченное синеньким и помеченное красненьким, а если кто, обратив, не догоняет, поясняю:
Запад требует от Киева, содержать который настолько дорого, что уже и ни к чему, отказа от "экономического" национализма, чтобы московские барыги по итогам мирного процесса взяли помойку на баланс, и подкармливали ее, и подращивали, - извлекая, разумеется, материальную прибыль.
А вот про отказ от "политического" национализма, - то есть, превращения в звено санитарного кордона и, если надо, один из плацдармов атаки, хотя бы и под красным флагом, - ни слова. И не будет. Но есть ощущение, что на эту мелкую деталь московским, - с учетом извлечения по итогам мирного процесса прибыли, - плевать.