Оригинал взят у
flojolet в
Рабочий и колхозница "Я мог прикоснуться к статуе. Это был апофеоз моего восторга и желания показать скульптуру такой, какой она открылась мне. Ведь это не только символ, не только олицетворение победы над материалом, но и вдохновенное произведение искусства, над которым не властно время."
Оригинал взят у
amphre в
Рабочий и колхозница
По дороге на выставку
«Советское фото», которая идет в музейно-выставочном комплексе «Рабочий и колхозница», сделал несколько кадров знаменитой скульптуры. Пока обрабатывал фотографии пришла в голову мысль посмотреть, а часто ли ее фотографируют с таких ракурсов. Оказалось - редко и весьма небрежно. Но один снимок меня поразил. В поисках автора открыл интереснейшую историю начала 80-х.
Еще две моих картинки, а потом перейду к историческим. Такого ракурса ни у кого не нашел.
Это уже на обратном пути. Включили архитектурную подсветку.
А вот тот кадр, что привлек мое внимание в результатах поиска. Первая мысль: как он так снял?
Оказалось, что кто снял не менее интересно, чем как. Автора фотографий зовут Ричард Нэйпиер. Он родился в 1951 году на Гавайях. Детство провел в США. Затем побывал в Европе, Африке, Латинской Америке и Азии. В США учился музыке, в Нигерии - резьбе по дереву и технике батика. Три года обучался в театральном училище в Париже.
Изучал историю и теорию изобразительного искусства. Увлекался авангардом, в том числе русским. Работал фотохудожником и реставратором в Таиланде. Участвовал в археологических экспедициях, восстанавливал памятники и храмы. Принимал участие в раскопках римских поселений.
С 17 лет работал стилистом у Пьера Кардена. Участвовал в изготовлении рекламы и оформлении витрин. Проектировал ручки, пепельницы, ювелирные изделия, сумки и мебель. Создавал дизайн одежды. И не только делал эскизы, но лично контролировал процесс изготовления: отбирал ткани, корректировал цвета.
В 1982 году Ричард Нейпиер приехал в Москву, где была запланирована его персональная выставка. Парижский модельер, авангардный график, дизайнер и фотохудожник из США готовил собственную выставку в брежневской Москве. И был ему тогда 31 год. Обалдеть!
История съемки Рабочего и колхозницы с невероятных ракурсов такая же удивительная, как вся жизнь Нейпиера. Чтобы он смог сфотографировать скульптуру именно так, ему предоставили подъемный кран! О своем трепетном отношении к монументу и о пути к уникальным кадрам фотограф рассказал в своей книге:
Мне трудно вспомнить, как я узнал о существовании скульптуры «Рабочий и колхозница». То ли мне попадались старые открытки в лавках букинистов на набережной Сены, то ли я видел ее, листая альбомы по искусству, то ли запомнил ее на лентах киностудии «Мосфильм». Мне кажется, что я всегда знал эту скульптуру. В 1982 году я приехал в СССР для организации своей выставки. Многое в СССР мне хотелось фотографировать, но скульптура Веры Мухиной не входила в число объектов для съемки. Мой список состоял исключительно из архитектурных памятников: я никогда не снимаю людей и скульптуру. Теперь я уже должен сказать: «не снимал». Потому что, когда я увидел эту скульптуру, предельно «очеловеченную», у меня не было колебаний. Я навел объектив. Передо мной стремительно двигались два гиганта, на глазах превращаясь в архитектуру. Я понял, что ни одна из виденных мной фотографий этой скульптуры не показала динамизм и сложность ее летящей структуры, ее объемов. Ни одна из виденных мной фотографий не передала энтузиазм и воодушевление, присущие этой скульптуре. Ни в одной из виденных мной фотографий не было того, что я видел в ней. Так возникла идея будущей книги.
Вернувшись в Париж, я направился в фотоархивы, в лавки букинистов на розыски материала по парижской выставке 1937 года. Мне удалось найти немногое - открытки и фотоальбом французского фотографа Пьера Вержера воспроизводятся в этом издании - и то немногое поразило меня во второй раз. Я увидел скульптуру в том окружении, для которого она была создана, я увидел ее летящей над фонтанами, я увидел то, что ей противостояло и что с ней соседствовало, как велика была разница между ней и скульптурой других павильонов, статичной, тяжелой, обращенной в прошлое и по духу и по материалу. Я снимал скульптуру летом, осенью и весной на протяжении двух лет. Я снимал ее с разных точек, точек самых реальных, с точек, с которых она открывается прохожему, с точек, с которых мы смотрим, но не видим. Монолитная и мощная издалека, вблизи скульптура превращалась в трепетную и подвижную. Про себя я называл ее «стальные облака». С постамента мне открылись интересные, необычные точки зрения. Скульптура как бы разворачивалась передо мной, возникала последовательная цепь новых впечатлений. Мое видение скульптуры углублялось. Мне потребовалась какая-то иная точка зрения. Я хотел снимать скульптуру, приблизившись к ней максимально. Мне предоставили подъемный кран, и на «стреле» я взлетал ввысь. Я мог прикоснуться к статуе. Это был апофеоз моего восторга и желания показать скульптуру такой, какой она открылась мне. Ведь это не только символ, не только олицетворение победы над материалом, но и вдохновенное произведение искусства, над которым не властно время.
Фотографии Ричарда Нэйпиера из блога
gohn.livejournal.com. Биография фотографа
отсюда.