Прямая речь. Игорь Владимирович Давиденко

Oct 05, 2013 21:03



Свои комментарии по поводу нескольких проектов, которые в масштабах страны были бы необходимы, дает доктор геолого-минералогических наук, профессор, заместитель председателя экспертного совета Союза Народных Депутатов Игорь Владимирович Давиденко.

«Поговорим о больших, крупных проектах для пользы России. Вначале расскажу о проектах, которые обсуждаются нами давно, которые дополняются и расширяются, но, к сожалению, пока так и остаются на бумаге. Один из таких проектов - большая автомобильная дорога, которая соединяла бы Европу, Россию, Азию и Америку. Параллельно, как известно, формировался проект железной дороги, которая шла бы параллельно, так же доходила бы до Анадыря, Ойлена, затем, по подводному тоннелю, на остров (Ратманова), далее на Аляску и до Нью-Йорка. Всего - порядка 18 тыс.километров. Это 50 новых городов только на территории Сибири. Это вовлечение абсолютно новых месторождений полезных ископаемых в работу. Это подкрепление будущего мощного существования Северного морского пути. Т.е. мы говорим о великих транспортных проектах самых крупных не только в стране, но и в мире.

Второе. Не забудем проект освоения Байкала, его воды. Это трубопровод, водовод «Байкал-Россия». Это ежегодное использование 2-3 кубокилометров байкальской воды в утилитарных целях - для питья населения и в качестве товара для заинтересованных лиц.

Третье. Нам кажется, что настала пора соединить меридианальные реки России широтными каналами для того чтобы использовать водные богатства России (а это свыше 50% питьевой воды мира) в три единства: вода для питья и орошения, вода для получения электроэнергии (гидроэлектростанции) и, наконец, транспортная система для перевозки огромных генеральных грузов, которые сегодня доставлять по железной дороге или автотранспортом очень дорого.
Кроме этого, нужно говорить о том, что осваивать надо северную часть Сибири. Мы уже говорили о месторождении ТОМТОР, освоение которого равносильно великой революции 30-х годов в Советском Союзе, т. к. месторождение, равных которому в мире нет (месторождение ниобия и редких земель), позволит именно России стать монополистом этого товара в мире, что, конечно, резко усилит производственные мощности.

Нужно преобразовывать транспортную систему России. Это означает, что системы, когда все самолеты летят в Москву и далее, и все большие грузы идут в Москву и далее, должна превратиться в систему совершенно иного направления. Это великий путь ЕРАА и перпендикулярные ему направления для развития территорий вне главного хода.

Кроме того, мы должны были бы говорить о том, что нужно буквально реформировать сельское хозяйство. Совершенно по-другому подходить к производственный проблеме, потому что в мире в ближайшие годы ожидается простой голод.

Я уж не говорю о том, что мы сегодня уступаем в подвижном составе во всех видах транспорта: железнодорожного, автобусного, авиатранспорта. Здесь колоссальные провалы. Лидерство, скажем, в ракетостроении и ряде других областей сопровождается колоссальными провалами в других направлениях. Мы увлеклись легковыми автомобилями. Это явный перекос».

Некоторые тезисы из книги И.В. Давиденко «РЕСУРСЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ» (с.510-512):

Захочет народ этого - Север будет освоен. Здоровый человек на здоровом Севере - это выгодно всем. В больших городах восстановить здоровую биосферу невозможно, а заселить здоровые участки планеты работящими людьми можно, это в традициях человеческих.
В 1995 году, в период работы экспертом «Нефтяной инвестиционно-финансовой компании НИКОЙЛ», автор-геолог предложил президенту «НИКОЙЛА» Н. А. Цветкову (вице-президенту компании «ЛУКОЙЛ») свой инициативный проект по организации в Кольском заливе главного нефтяного порта России. На первом этапе предлагалось продлить на север от Киришей нефтепровод до Мурманска, организовать временный терминал и переключить нефтяной экспорт с Новороссийска на Мурманск. Затем развивать Мурманский морской порт до уровня Антверпена или Роттердама, построить вдоль нефтепровода несколько экологически безопасных, экспортно-ориентированных НПЗ, торговать грамотно, технологично, выгодно для России. Мы много обсуждали эту тему с М.А. Бочаровым, тоже северянином…
Первая публикация на эту тему осуществлена в мурманской газете «Полярная правда» 12 декабря 1993 года. Потом были публикации в англоязычной газете «Бизнес Ворлд Викли» (1994, 1995 гг.). Потом опять в «Полярной правде» (20.08.1997) публикуется статья «Самый верный путь - Мурманск».
Автор недоумевает: «Почему же Ближний Север, Кольский полуостров, не осознал свою возросшую значимость для России? Где деловой нюх предпринимателей? Ведь золотое дно показалось… Ведь есть опыт Бельгии и Голландии, которые живут хорошо потому, что работают на морские порты. Тот же Сингапур, вся страна работает на морской порт и живет от этого.
…Беда для России - отсутствие морских портов современного типа. Новороссийск на пределе. Находка и Владивосток загружены слабо. Мурманск, Кандалакша и Туапсе сегодня равно неполноценны. Но развивать нужно не все. В ближайшие 10 лет РАЗВИВАТЬ НУЖНО МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ В НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМ КОЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ. Лиинахамари - паллиатив, невелика Девкина заводь, хоть и глубока. Что хорошо для подлодок и торпедных катеров, то не годится для крупнотоннажных кораблей. Где строить терминалы, портовые инфраструктурные комплексы, жилье для десятков тысяч людей? Самый верный путь - Мурманск».

Откликов было много. И писали, и звонили. Но простые читатели. А региональная власть не реагировала. Даже слова признательности автору не высказано… Хоть мы с губернатором Евдокимовым знакомы еще по городку Апатиты, я в научном институте старался, он в горкоме партии секретарил…

В 2001-2002 годах стали появляться публикации о строительстве ледовых танкеров по заказам «ЛУКОЙЛА». Перевалочным портом мыслился Мурманск.
А в апреле 2002 года встретился автор идеи с руководителем администрации губернатора Мурманской области, со старым товарищем по геологии А. Барабановым.. Спрашивает: «Что же на мои статьи по Мурманскому нефтяному порту нет вашей реакции? Для вас же автор старался». В ответ сказано что-то необязательное. Мол, отвяжись, старик, есть дела поважнее… Но обещано было прислать на отзыв Программу перспективного развития региона. Обещание не исполнено, однако…
Но, в мае 2002 года в Мурманске состоялась встреча руководства области с нефтяными «королями и принцами». Обсуждалась идея строительства именно нефтяного порта в Кольском заливе…
А в ноябрьском номере журнала «Нефть России» читаю статью самого Ю. Евдокимова «Чем привлечь инвесторов?». И с радостью обнаруживаю, что мою старую идею губернатор принял умом и сердцем как свою. Сочтемся славою! Хотя признания тоже хотелось бы… Без обид воспринимаю уже согласованные с кем нужно соображения:
Крупнейшие нефтяные компании намерены создать частную трубопроводную систему.
В ноябре 2002 года получила развитие идея организации в России нового маршрута экспорта нефти - через Мурманск. Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, председатель правления «ЮКОСа» Михаил Ходорковский, президент «Сибнефти» Евгений Швидлер и исполнительный директор ТНК Герман Хан подписали «Меморандум о взаимопомощи по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска».

О важности данного события можно судить, например, по оценке Вагита Алекперова, который, как известно, был одним из главных идеологов реструктуризации российской «нефтянки» по принципу вертикальной интеграции. Сегодня Алекперов считает, что ноябрьский меморандум войдет в историю отечественной нефтяной промышленности как новая веха в ее развитии. Впервые руководители четырех крупнейших компаний собрались вместе для обсуждения конкретного коммерческого проекта.
По предварительной договоренности, «ЮКОСу» и «ЛУКОЙЛу» достанется по 1/3 участия в проекте, «Сибнефти» и ТНК - по 1/6. Компании также договорились о разработке в возможно короткий срок согласованного варианта декларации о намерениях, после чего будет принято решение о проектировании, выборе оптимального маршрута трубопровода, согласованы основные требования к объектам нефтепроводной системы и подготовлен график реализации проекта.
По сегодняшним прогнозам, новый маршрут заработает в конце 2007 года.
Возможности увеличения грузоперерабатывающих мощностей портового хозяйства в европейской части страны практически исчерпаны, да и к тому же ни один порт России не располагает глубинами, обеспечивающими обработку судов дедвейтом в 150-300 тыс. т. Еще один важный аспект - от Мурманска до Американского континента расстояние меньше, чем от Аравийского полуострова, откуда в основном на американский рынок поступает нефть.

Практически так же нужно по ступать и с природным газом.
Осваивать Ямал трудно, а подать газ в Мурманск проще.
Также от Киришей на север. И по дороге построить пять-шесть заводов по сжижению газа. И отправлять из Мурманского порта куда угодно!

Но, вместо этого сегодня идут переговоры о снабжении Мурманской области норвежским газом!
Не исполняется утверждённая Путиным СТРАТЕГИЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ.

Запись опубликована 22.06.2013 в рубрике Новости, Прямая речь.

Источник

Давиденко, мои, Высшие ценности

Previous post Next post
Up