Итак, вернемся к тому, что рождение и жизнь князя Святослава пока остается не совсем четкими и ясными. Большое удивление у любителей истории вызывает тот факт, что варяги (по официальной версии скандинавы) Игорь и Ольга своего долгожданного первенца зачем-то называют по-славянски, на языке покоренного ими племени. Но, это один из самых малых удивляющих фактов.
Если сравнивать летописные своды, то Святослав родился, либо с 6411 (903) по 6428 (920) г. (Новгородский свод Летописи Русьской), либо в 6450 (942) р. (Ипатьевский список Летописи Русьской). Как бы там ни было, к 6472 (964) г. Святослав «возрастшу и возмужавшу», да начал править Русьской Землей единолично. Следует напомнить, что восточная Славянщина представляла во времена Рюриковичей конфедеративное государственное объединение, а представление о Киевской Руси, как империи, весьма и весьма ошибочны. Русьская Земля была одной из земель (держав) восточных славян, наиболее сильной, влиятельной, диктующей свою государственную волю иным землям, но, не будучи централизованной империей с единым правителем во главе. Киевский князь чтился Великим князем, а земли (союзы племен) возглавлялись своими князьями. Достаточно вспомнить, что Игоря, князя Русьской Земли, убили по приказу князя Мала, правителя Древлянской Земли. Русьские князья безусловно пытались закрепиться во всех землях, уничтожить местную знать, но это окончательно не удалось сделать.
Таким образом, Святослав, севши в Киеве, получил в наследство свой удел, землю Русьскую и дружественные, иногда связанные данью, иные восточнославянские земли (союзы племен, государства). Особо отметим, что никаких племен в те времена уже не существовало, а союзы племен это либо уже оформившиеся государства, как Древлянская земля, Белая Хорватия или союзы племен, вплотную подошедшие к формированию государственности: уличи, тиверцы и иные.
Фактически Святослав был признан князем сразу же после гибели Игоря, но, как свидетельствует летопись, фактически править начал с 6465 (957) г. Очевидно к этому времени он достиг совершеннолетия, а поездка в Константинополь его матери была связана не с её крещением (как нам известно, Ольга уже крещеной прибыла в упомянутый город), а, как предполагает исследователь Л.Прозоров, со сватанием Святослава к одной из греческих принцесс. Через пять лет после оных событий Святослав достиг своей первой, пока ещё на политическом поприще, победы, изгнал со Славянских земель миссию христианского епископа Адальберта, чем, по сути, упредил распространение западной разновидности христианства в восточнославянских землях.
В 6472 (964) г. Святослав совершает свой первый военный поход, против хазар, не смотря на позднейшие обвинения Святослава в неразумности такого поступка, в связи с появлением в степях печенегов. Нужно сказать, что печенеги в сравнении с хазарами были врагами куда менее опасными, которых ещё отец Святослава Игорь воевал и давал им приказ грабить предавшую его Болгарию. Уничтожение Хазарии знаменовало собой мировоззренческую победу князя-славянина над государством, превращавшим как своих подданных, так и соседних славян в рабов. Кроме того, Хазария активно продвигала альтернативный славянскому торговый поток - Солона путь, который наносил серьезный урон киевскому «из варяг в греки». Посему уничтожение Хазарии стало не только идейной, но и экономической победой.
В 6474 (966) г. Святослав возлагает дань на землю вятичей, хотя, нужно сказать, государственности не лишает, поскольку ещё долгое время у вятичей были свои князья. В общем, можно утверждать, что объединительная политика Святослава не предусматривала уничтожения краевых обычаев и покона.
В 6477 (969) г. умирает Ольга, но ещё перед её смертью Святослав заявляет о своём желании перенести столицу в Переяславец на Дунае: «там средина земли моей», говорил князь. Вспомните, уважаемый читатель, что в старославянском языке «земля» означало то же, что сейчас «государство». Посему Святослав вёл речь не просто об очередном завоевании, нет! Речь шла о единстве всей Славянщины, центр которой, действительно, на Дунае-реке. В этом также одна из мудрейших задумок князя, славившего древних Богов Руси. Объединяя славян, он не лишал их права на местные обычаи, его целью было совсем иное: обустройство свободного общества, над которым не будет довлеть рабская идеология. Посмотрим, как Святослав говорит матери, предлагающей ему креститься, о христианстве: «вЂра крестианьска уродьство есть», то есть это вера, противоречащая здравому смыслу, родовому мировоззрению. Но, как и подобает ведическому человеку, не отрицающему ничьи духовные пути, он также говорит матери: «аще кто хотяще волею креститися, не възбраняху ему, нь паче ругахуся тому». Должно сказать, что подобного осознания мира христианская цивилизация достигла только в середине ХХ века, когда в конституциях западных государств была закреплена свобода вероисповедания. А нам ещё говорят, что христианство, дескать, ввело нас в круг просвещенных стран Европы.
Русь времен Святослава - это держава свободных людей, свободно избирающих свой духовный путь. Широкими правами владели не только земли Славянские, но и человек, коий не нарушал государственного порядка, имел право верить и мыслить, так как считал целесообразным. Тогда как в соседней Великой Моравии, «просветители» земель Славянских Кирилл и Мефодий требовали от князей беспрекословного исполнения придуманного ими в 865 г. «Закона судного людям», предписывавшего продавать в рабство церквям сёла, в которых происходили славянские обряды: «село, в котором обряды бывают или заклинания поганские, отдается в божий храм со всем имуществом».
Именно борьба идей была главенствующей в войне Святослава с Византией, а его смерть, как и смерть его отца, ничто иное, как расправа христианской партии на Руси с опасными правителями. Убийство Святослава на Хортице было совершено по сговору, и к нему не имеют отношения печенеги, боявшиеся даже не самого князя, а вестей о нём. Святослав не жаловал предателей, посему жестоко расправился с христианами, уличенными в государственной измене. При нём были разрушены христианские храмы Киева, и именно это послужило поводом его убийства.
Причина же лежала в глубочайшей идеологической пропасти между старым миром славянского веданья, веротерпимости и свободы человека и церковным мракобесием, ненавистью и феодализмом, народившимся в соседствующей с Русью Европе. Мир тысячу лет назад, как и ныне, стоял на распутице мировоззренческих дорог. В жесточайшей борьбе мира счастья и любви с миром боли и страдания первый отступил, чтоб воспрянуть ныне, дав человечеству испить горькую чашу «уродства». И в этом уроке важнейшая роль принадлежала великому князю киевскому Святославу, с достоинством отыгравшим её и преподавшем блистательный урок своим потомкам, как следует жить славянину и как, и на что тратить годы своей жизни.
Богумир МЫКОЛАЕВ
Источник:
http://allpravda.info/content/2595.html