Чем объясняется многолетняя любовь зрителей к искусству Ивана Ивановича Шишкина

Oct 29, 2023 21:22

Оригинал взят у jurii45 в Чем объясняется многолетняя любовь зрителей к искусству Ивана Ивановича Шишкина



В конце 1880-х годов определился новый облик картин Шишкина. Красота русского леса предстаёт с новой стороны - не в величии лесных гигантов, не в подавляющих своим числом деталях, но в поэтическом выражении. Оно усилено средствами колорита - богатыми сочетаниями насыщенных золотистых, светло-зеленых и бархатистых густо-зеленых тонов.




Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898) «Осень на Крестовском острове», 1892.

Иван Иванович Шишкин, "Рябины осенью", 1892.

Иван Иванович Шишкин, "Осень", 1892 Государственный Русский музей.

Иван Иванович Шишкин, "К осени", Государственная Третьяковская галерея.

Шишкин И.И. "Осень", 1894, Государственный художественный музей Алтайского края.

Шишкин И.И. "Дубы", 1887, Государственный Русский музей.
Возросшее значение роли света вполне очевидно. В "Дубах" яркое солнце сверкает на траве и бросает отблески на мощные стволы деревьев: три дуба, стоящие на первом плане, погружены в свет.

В конце 1880-х годов можно встретить произведения неожиданные для прежнего Шишкина. Такова "Золотая осень".


Шишкин И.И. "Золотая осень", 1888, этюд, Пермская государственная художественная галерея.
Этот небольшой этюд с натуры, изображающий деревья с осенней ржавой листвой, отражающиеся в воде, подлинно живописен. По цветовой собранности и по настроению он принадлежит (несмотря на размеры) к удачнейшим работам Шишкина.⠀

При этом не только богаче и живописнее стала его палитра, выразительнее и тоньше колорит, но появились и новые мотивы. У него всё чаще встречаются изображения изменчивых состояний, например "Утро в сосновом лесу", "Дождь в дубовом лесу". При этом Шишкин по-прежнему точен в передаче тех деталей, которые считал нужными показать. Он не утратил своего понимания красоты природы.


Шишкин И.И. "Деревья свергнуты ветром", 1888. Национальный музей «Киевская картинная галерея».
В картине "Деревья свергнуты ветром", суровой и темной, он сумел передать строгое очарование старых елей, рядами уходящие в лесной мрак, а вместе с ними, возле поверженных бурей деревьев, он изобразил прелестные елочки, весёлую семью выбежавших вперёд грибов, трепет света в небольшом источнике. Жизнь природы Шишкин умел показать, используя богатые, разнообразные художественные средства.


Шишкин И.И. "Утро в сосновом лесу", 1889, Государственная Третьяковская галерея.
Одна из популярнейших картин Шишкина "Утро в сосновом лесу". Картина была написана в сотрудничестве с К.А.Савицким, кисти которого принадлежит медведица с медвежатами.

В течение десятков лет, прошедших с момента создания картины, тысячи людей всматриваются в могучие стволы, в поваленный бурей дуб, в туман, пронизанный первыми лучами солнца и ещё скрывающий даль леса и в медведицу с тремя резвящимися медвежатами.

Туманная даль леса полна невидимой нам жизни. Поэтизирует картину и её колорит с его весомостью глубоких, сочных тонов первого плана и полупрозрачными голубоватыми тонами тумана.


Шишкин И.И. "Дождь в дубовом лесу", 1891, Государственная Третьяковская галерея.
Таким же чувством проникнута и картина "Дождь в дубовом лесу". Умение довести до зрителя неискаженный аромат самой природы составляет замечательную сторону творчества Шишкина и объясняет многолетнюю любовь к нему зрителей.

В 1890-х годах Шишкин создал ряд замечательных произведений.


Иван Иванович Шишкин, "Мордвиновские дубы" , 1891, Государственный Русский музей.
Теперь художник довольствовался вместо изображения целого леса лишь одним или двумя деревьями, но зато концентрирующими все то, что прежде он передовал панорамами. Среди подобных картин "Мордвиновские дубы" (1891, РМ), изображающие дачную местность под Петербургом. В произведениях предшествующих лет трудно найти пример такой же смелой передачи солнечного света на густых массах зелени двух дубов и на молодой траве под ними. Соответственно и цвет играет значительную роль в картине, своей звучностью и напряженностью превосходя, что до сих пор было у Шишкина. Радостное восприятие погожего летнего дня передаётся в изображении только двух деревьев.


Шишкин И.И. "На даче", 1894. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Шишкин И.И. "Пруд в старом парке",1898. Государственная Третьяковская галерея.

Шишкин И.И. "Осень", 1892
Шестидесятилетний возраст художника не помешал его поискам новой красочности произведений, новому выявлению особенностей пейзажа. ⠀

В 90-е годы Шишкин особенно много работал над этюдами с натуры. С огромным техническим мастерством он легко набрасывал послушной кистью виды лесов, рощиц, полянок среди деревьев. В некоторых из них удивляет единство свето-воздушной среды, в которой непринуждённо размещены широко, но точно написанные деревья. Шишкин с уважением передавал лёгкие тени, лежащие на траве, освещённость дальних планов, просвечивающих между деревьями, и то тонкое и светлое настроение задушевности, какого не было в его прежних картинах. ⠀


Шишкин И.И. "Корабельная роща", 1898. Государственный Русский музей.
Завершением творческого развития Шишкина явилась картина "Корабельная роща", написанная им в последние недели жизни. Она была порождена впечатлениями природы родных мест, памятных с детства. На наброске картины Шишкин, подыскивая для неё название, сделал надпись "Афонасовская Корабельная роща близ Елабуги". Первое впечатление от картины - величавое спокойствие, невозмутимость... По этой картине будет в ближайшее время отдельная публикация.

"Корабельная роща" была последним большим произведением художника.

Источник: по материалам искусствоведа А.Н.Савинова, Википедии, Викиарт.

https://dzen.ru/a/ZSBPzJ6Xrx-o3pa2?referrer_clid=1400&

Великие, Руский Мир

Previous post Next post
Up