Оригинал взят у
sozero в
Эксперимент над русской учительницей: Детей мигрантов собрали в один класс, итог потряс 25-летняя учительница Ирина Плотникова не смогла вести занятия для детей "иностранных специалистов", практически не владеющих русским языком. Однако руководство образовательного учреждения не намерено отказываться от эксперимента с "этническим классом", а мэрия Волгограда пригрозила СМИ обращением в прокуратуру за "распространение недостоверной информации".
Второй год в одном из учебных заведений Волгограда можно наблюдать такую любопытную и где-то даже экзотическую картину. Смуглые женщины, укутанные в платки, ведут за руку своих маленьких детей учиться, наставляя их по пути на восточных наречиях.
Нет, речь не о каком-то учреждении для юных наследников неких дипломатических ведомств. Это ученики созданного в порядке эксперимента "этнического" класса школы №33, что находится в посёлке Аэропорт Дзержинского района Волгограда, где решено было собрать детей из семей мигрантов, не знающих русского языка. По логике его организаторов, так "новым русским" будет проще интегрироваться в жизнь нашей страны и получать здесь образование.
"Единственным человеком в 1-м "Ж", который нормально говорил по-русски, была сама классная руководительница Ирина Васильевна. Многие дети буквально не могли связать нескольких слов на нашем великом и могучем, предпочитая общаться между собой на таджикском или узбекском", - рассказывает источник, знакомый с ситуацией.
Ирина Плотникова выдержала год. И нынешним летом отказалась от руководства "мигрантским" классом.
"Думала, дадут обычный класс, а получила мигрантский"
Ирине Плотниковой 25 лет, она выпускница Волгоградского социально-педагогического колледжа по специальности "учитель начальных классов, информатики". До "мигрантского" 1-го "Ж" она успела выпустить один "обычный", так скажем, класс.
"Несмотря на молодость, Ирина Васильевна - очень хорошая учительница. Видно, что старается. Она буквально увивалась - в хорошем смысле - вокруг каждого своего ученика, чтобы и знания дать хорошие, и вообще всё было в порядке. Ну и детвора в ответ прямо-таки любила её", - объясняет источник.
Ирина Плотникова ожидала, что вместо выпущенного 4-го "Е" ей вновь дадут вести какой-нибудь первый класс. Тем более 33-я школа в посёлке Аэропорт не обычное общеобразовательное учреждение: там ведётся "углублённое изучение предметов гуманитарного и технического профилей". И, по данным комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, учится более 1,1 тысячи человек.
"Ирина Плотникова - хороший педагог" - так об учительнице отзываются её бывшие ученики из "обычного" класса и их родители
А весной прошлого года, когда шёл набор в первые классы, по словам собеседницы, как-то неожиданно выяснилось, что в числе тех, кто подал документы, много детей из мигрантских семей:
"Вообще, конечно, и раньше они были, и в предыдущем классе, который выпустила Ирина Васильевна, если не ошибаюсь, учились такие ребята. Но это не казалось чем-то эдаким - масштабным, что ли. А тут раз - около двадцати человек! И самое главное, подавляющее большинство совсем не понимает по-русски. Некоторые и пары слов, условно говоря, связать не могли", - вспоминает собеседница.
А отказать в поступлении по закону нельзя: если у претендента на обучение в школе есть регистрация в Волгограде, а тем паче гражданство, то он имеет право на получение образования точно так же, как и русские дети.
Обычно, продолжает она, первоклашек из семей приезжих распределяли по другим классам наряду с юными представителями коренного населения. Но в прошлом году администрация школы взялась провести своеобразный эксперимент (надо полагать, согласованный, само собой, с мэрией и областным комитетом образования): было решено сформировать класс, целиком состоящий из детей "иностранных специалистов", в основной своей массе - таджиков и узбеков, которые плохо или совсем не говорили по-русски. Таковых набралось пятнадцать человек.
Директор школы Татьяна Озерова, которую подчинённые сравнивают с солнышком, от комментариев отказывается
И руководить этим классом поставили как раз Ирину Плотникову. Почему именно её? По нашим данным, девушке, по сути, "настоятельно рекомендовали" согласиться, поскольку коллеги постарше и поопытнее от столь заманчивого предложения наотрез отказались.
Она согласилась. И добросовестно пыталась давать юным подопечным знания: как выяснил Царьград, молодая учительница сама составляла план работы, допоздна просиживая над учебниками, чтобы адаптировать материал для детей, которые даже на слух с трудом воспринимали то, что она им говорила. Ей приходилось пользоваться картинками, буквально на пальцах объясняя, о чём идёт речь в том или ином случае.
Директор Татьяна Озерова от комментариев отказывается, переадресовывая вопросы в региональный комитет образования.
Мигранты облюбовали Волгоград: Получить гражданство не проблема
Ничего удивительного, к слову, что в посёлке Аэропорт оказалось там много мигрантов (причём часть формально таковыми уже не является, получив гражданство России): на территории Дзержинского района города-героя расположено несколько рынков и оптово-розничных баз.
"Их очень много в сфере торговли, в такси, в коммунальных службах. Ведут себя по-разному. Некоторые - тихо. А бывает, что и буянят, беспредельничают", - поделился сведениями один из местных жителей.
Периодически полиция проводит рейды и облавы, выявляя среди мигрантов нелегалов и тех, кто предоставляет им фиктивную регистрацию по месту жительства, необходимую в том числе для получения пособий и дающую право подавать документы в те же учебные заведения и прикрепляться к поликлиникам. Буквально на днях правоохранители накрыли одну такую "резиновую квартиру" как раз в Дзержинском районе: там 42-летний собственник зарегистрировал 12 уроженцев солнечного Узбекистана.
Большинство приезжих трудятся в торговле, такси и коммунальной сфере
Как следует из отчёта МВД, только за первую половину 2023 года в Волгоградской области было поставлено на учёт 36,7 тысячи иностранцев (это третий показатель в Южном федеральном округе после Краснодарского края и Ростовской области), большинство из которых - уроженцы республик Средней Азии и Закавказья. И почти 2,2 тысячи из них за эти шесть месяцев получили заветные паспорта России, став полноправными гражданами нашей страны.
Сотрудник правоохранительных органов, согласившийся пообщаться с нами на условиях анонимности, объяснил, что мигрантов привлекает, естественно, прежде всего сам областной центр: там и зарплаты выше, и больше возможностей найти работу в принципе.
При этом жильё относительно недорогое. И многие приезжие покупают даже не квартиры, стоимость которых от 2,2 млн рублей (конкретно в посёлке Аэропорт), а дачи в ближайших садоводческих товариществах - они стоят от 300 тысяч, и в них, что самое важное, с 2019 года можно вполне легально оформлять прописку. А потом подают заявления в школы. Так даже проще, чем искать варианты фиктивной регистрации, ведь появляется возможность перевезти в Россию всю многочисленную родню - детей, жён, мам, пап, братьев и сестёр.
Лишь малая часть приезжающих в Россию "иностранных специалистов" готова учить русский язык и интегрироваться в наше общество
"Надо вводить закон: в школу берём только тех, кто говорит по-русски"
Основная проблема в том, что в России попросту отсутствует действенная государственная миграционная политика, считает депутат Госдумы Нина Останина:
"У нас есть такой институт власти, называемый агентство по делам национальностей, от руководителя которого, Игоря Баринова, когда он выступал с отчётом в Госдуме, мы ничего внятного не услышали, поскольку речь шла о неких проектах, которые можно назвать "забегами на короткую дистанцию". Мы не увидели никакой государственной линии, начиная от необходимости изучения русского языка."
Две стороны, уверена она, должны нести ответственность в сложившейся ситуации. Во-первых, родители-мигранты, которые привезли в нашу страну детей, не научив их изъясняться на русском - государственном языке. А во-вторых, власть, потому что сегодня крайне необходимо поднять вопрос о том, чтобы знание языка и ценз осёдлости были главными условиями принятия в гражданство, поскольку это сопровождается получением социальных льгот и выплат.
Она удивлена, что существует, допустим, ценз на получение "северного коэффициента" - надбавка полагается только после десяти лет проживания на тех территориях, зато подобное правило не применяется для получения гражданства мигрантами.
При этом льготы для семей с детьми в России гораздо шире и больше, нежели в тех республиках, откуда прибывают мигранты, продолжает Останина, в поисках лучшей жизни. И приводит такой пример: когда, скажем, в русской семье два ребёнка, совокупный доход её чуть-чуть выше норматива на получение пособий, а вот семьи мигрантов в основном многодетные, и они получают эти самые пособия - на каждое, заметьте, своё чадо.
"Учитывая их малопритязательность, они для себя считают, что им таких денег достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. Зато сильнейший дискомфорт ощущает коренное население. И я поддерживаю инициативу коллеги Сергея Миронова, который предложил ввести ограничение - не более 10 процентов детей-мигрантов в наших школах с обязательной социализацией и знанием русского языка - ими и их родителями", - подчеркнула Нина Останина.
С тем, что обучать детей-мигрантов русскому языку надо ещё до школы, и делать это следует в специальных центрах, поскольку недопустимо принимать в учебные заведения учеников с недостаточным уровнем владения русским, согласен и глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
В Конституции России чётко прописано: "Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа". Это закон, и других вариантов быть не может
"(Если) закон не позволяет не принимать детей в школу - значит, надо изменить закон. В законе должно быть два обстоятельства: не принимать в школу детей, не знающих русский язык, и этот же закон должен требовать обучения русскому языку в специализированном центре, не отвергать", - отмечал Фадеев на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
Член СПЧ и глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в свою очередь обращает внимание на то, что "мы не можем влезть в голову тем детям "иностранных специалистов", которые приходят в наши школы, к нашим учителям" и прогнозировать, чего от этих ребят ожидать потом:
"А ведь в них уже заранее вкладывают ненависть к русским. У них иная культура, иной менталитет. И нет сегодня никакой интеграции, а есть просто адаптация к тем или иным условиям. В итоге происходит огромная ошибка. Та учительница, которой пришлось преподавать детям мигрантов, думаю, вполне осознала, что это такое, - на собственном опыте", - полагает Кабанов.
Что с того?
Самое интересное, волгоградские власти, судя по всему, даже не хотят и теперь признать, что их эксперимент с "этническим" первым классом провалился.
Председатель комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Лариса Савина уже поспешила заверить журналистов: всё в порядке, учебный процесс для детей мигрантов нарушен не будет, поскольку на руководство этим классом поставили "опытного педагога" 1-й категории, поэтому "там всё выстроится и сложится".
А в мэрии Волгограда и вовсе пригрозили привлечь к ответственности СМИ, поднявшие неприятную тему:
"У всех без исключения классов данного учебного корпуса школы №33 прошли торжественные линейки и состоялись занятия в первый учебный день. По факту появления и распространения недостоверной информации готовится обращение в прокуратуру."
Иными словами, всё нормально.
И, вероятно, сама идея появления подобных классов, где будут учиться исключительно дети мигрантов, не знающие русского - языка страны, в которой они получают бесплатное образование, одобрена и поддержана где-то в волгоградских кабинетах. А посему нельзя исключать, что следующим шагом станет, скажем, создание вообще отдельной школы для таких учеников - в местах их компактного проживания, что, соответственно, приведёт к обустройствам уже полноценных этнических анклавов со своими обычаями, понятиями и правилами.
А вот нам такая ситуация крайне не нравится. И мы считаем, что подобного быть не должно, соглашаясь с уважаемыми экспертами, во-первых, в части введения обязательства на знание русского языка при приёме в школы, а во-вторых, в прекращении массовой раздачи русских паспортов "незаменимым (нет) иностранным специалистам".
По информации Царьграда, на историю в волгоградской школе №33 обратили внимание в Генеральной прокуратуре. Есть вероятность, что туда будет направлена прокурорская инспекция из центрального аппарата.
P.S. Учительница Ирина Плотникова пока остаётся в педагогическом коллективе школы №33, но, по некоторым данным, чиновники и руководство учебного заведения крайне недовольны тем, какой резонанс вызвал её отказ был классным руководителем "мигрантского" класса. Нельзя исключать, что девушке могут вскоре посоветовать "сменить место работы".
Источник