Oct 31, 2012 14:31
Ударная авиация 7 ВА продолжала нести тяжелые потери от финской зенитной артиллерии (потери - неизбежный спутник наступления сухопутных войск). Разбираться в бесконечные списках сбитых штурмовиков, к сожалению, у меня нет времени и возможности, поэтому далее только эпизоды, связанные с потерями в воздушных боях.
01 июля 1944 года
В 21.20 - 22.15 пара "Кертисс" из LeLv 32 в районе Олонец атаковали группу штурмовиков и сбили один самолет, групповая победа записана на пару л-т Ээрола и л-т Хилло. 1 Ил-2 839 шап был сбит, пилот л-т Агашин погиб.
04 июля 1944 года
В 20.00 - 20.10 авиация СФ массировано атаковала город Киркенес и корабли в порту (с конца июня немцы более не рисковали проводить свои караваны в хорошую погоду, и до конца войны морская ударная авиация имела шанс атаковать вражеские транспорты только в портах). Всего для удара было задействовано 25 "Бостон", 48 "Аэрокобра", 18 "Киттихок", 11 Ил-2 и 10 истребителей Яковлева. Над городом наши самолеты были обстреляны интенсивным огнем ЗА и вели бой с немецкими истребителями. Потери составили 2 "Бостона" 36 мтап, 1 "Аэрокобра" 2 гиап и Як-9 118 мрап, который пытался разведать результаты удара. Все летчики погибли. Наши истребители заявили о 6 сбитых "мессершмиттах".
Пилоты JG 5 объявили о 26 воздушных победах (11 "Бостон", 8 Як-9, 4 "Кобры" и 3 "Киттихок"), но и сами потеряли три самолета. 1 Ме-109 Г-6 разбился в 20 км восточнее Киркенеса, летчик гефр.Элкен погиб; 1 Ме-109 Г-6 совершил вынужденную посадку в районе Петсамо, гефр.Фрей ранен и Ме-109 Ф-4 (вот раритет!) разбился при посадке в Киркенесе, уфц.Хайнетт ранен. Стоит отметить, что среди полутора десятков немецких летчиков, пострадавшими в бою оказались именно "зеленые" необстрелянные гефрайтеры. Качество хваленых немецких летных школ к началу 44-го года заметно деградировало, и плохо обученному молодняку "айсмеерягеров" с первых же боев приходилось встречаться с опытными истребителями-североморцами.
В тот же день, в 14.30 - 16.20 шестерка финских "Кертиссов" из LeLv 32 вела разведку восточного берега Ладожского озера и в воздушном бою сбила 1 Ла-5 415 иап. Подробности боя и судьба пилота неизвестна.
09 июля 1944 года
В 20.45 - 22.45 на свободную охоту в Варангерфьорд вылетели две четверки "Киттихок" 78 иап (истребители-бомбардировщики СФ успешно терроризировали немецко-норвежские мелкие каботажные перевозки с весны 44-го года). Одна из групп безуспешно атаковала катер "Ben Hur", а другая у деревни Лангбунес была перехвачена восьмеркой "мессершмиттов" III./JG 5. В завязавшемся бою немцы сбили 6 P-40 (они считали, что встретились с восьмеркой советских истребителей), летчики 78 иап отчитались о двух воздушных победах. Фактически, немцы завысили свой успех в три раза, североморцы - в два. На свои аэродромы не вернулись 1 Ме-109 Г-6, уфц.Фрейтаг погиб и 2 "Киттихок", л-т Куликов и мл.л-т Логинов погибли.
На Кестеньгском направлении в 20.10 - 21.40 4 "Кобры" 19 гиап вели бой с 6 ФВ-190 и 2 Ме-109. В результате боя были сбиты 1 ФВ-190 и 1 Ме-109 (по советской точки зрения, немцы потерь не подтверждают); и 1 "Аэрокобра" (мл.л-т Григорьев погиб). Кроме того, самолет мл.л-т Лепехина был сильно поврежден. Немецких данных нет вовсе: ни потерь, ни побед.
Сложность с последним эпизодом состоит в том, что пока не удается опознать противников летчиков 19 гиап. III./JG 5 на Алакуртти и Понтсаленйоки в тот момент уже не базировалась, а история SG 5 лета 1944 года зияет пробелами. Известно, что к маю 44-го 4./SG 5 (бывшая Jabo/JG 5) была единственной эскадрильей в группе, вооруженной ФВ-190 (в том же мае 4./SG 5 была переименована в 1./SG 5). В июле группа полностью была перевооружена на ФВ-190 Ф-8, а 1./SG 5 "всплыл" в "группе Кульмей" на аэродроме Иммола, в рамках "братской" помощи люфтваффе финским ВВС. После поражения Финляндии группа эвакуировалась с Эстонию. Где в этот момент были и чем занимались 2. и 3./SG 5 мне не известно. А ведь речь идет о "потерянных" двух десятках ФВ-190 - внушительной силе в масштабах Карельского фронта или Кестеньгского направления.
12 июля 1944 года
В 19.30 - 20.55 пара "Моран" LeLv 28 в районе Суйстамо встретили 4 "Лавки" 415 иап. "Мораны" имели преимущество по высоте, внезапно атаковали советские самолеты, сбили 1 Ла-5 и повредили другой. 415 потерял одного пилота: по официальной версии л-т Куприянов не вернулся с боевого задания.
14 июля 1944 года
В 16.30 - 18.15 4 "Кертисс" LeLv 32 в воздушном бою в районе Питкяранта сбили 1 Ла-5 324 ИАД. Подробностей у К.Стенмана нет, гибель пилота по "ОБД Мемориал" не подтверждается.
15 июля 1944 года
В 12.35 - 13.55 6 "Кертиссов" и 4 "Брюстера" эскортировали 33 ударных самолета LeR 4 для удара по советским артбатареям. Советские истребители атаковали ударные группы бомбардировщиков, и в завязавшемся воздушном бою финны потеряли 1 "Бленхейм" (вероятно, победа ст.л-т Зубач 760 иап), а советские ВВС - 1 Ла-5 415 иап (нет данных) и 1 Як-9 14 гиап 275 иап 13 ВА (пилот погиб).
Победа Зубача описывается в наградном так: "2 Ла-5 вылетели на прикрытие наземных войск в районе Буг. Выполняя задачу, заметили идущих к линии фронта 10 "Бленхейм" и 4 "Кертисс". В воздушном бою ст.л-т Зубач сбил 1 "Бленхейм" в районе станции Лепесюря".
16 июля 1944 года
В 19.00 - 20.05 в районе озера Толва-ярви 1 "Гост Моран" (тот же "Моран", но с мотором М-105, финская заводская переделка) из LeLv 28 атаковал группу из 6 Ил-2 и 4 Як-9. Внезапной атакой ст.с-т Хаттинен сбил один истребитель. Фактически, это был Ла-5 760 иап, пилот л-т Баринов погиб.
17 июля 1944 года
Авиация флота в 18.50 - 21.00 атаковала Киркенес. В налете участвовало 119 самолетов, как обычно, налёт отражался организованным огнем ЗА и небольшими группами истребителей. В воздушном бою над городом были подбиты 3 "Бостона" 36 мтап, благо, всем удалось долететь до Пумманки и совершить посадку. Среди экипажей было двое погибших и четверо раненых. Кроме того, ВВС СФ потеряли 2 "Кобры" (мл.л-т Шулиха из 255 иап и мл.л-т Фроленков из 2 гиап погибли) и 1 "Киттихок" 78 иап (пилот л-т Васильев попал в плен и был освобожден в апреле 1945 года). Советские истребители сбили 7 Ме-109, 2 ФВ-190 и ещё 3 Ме-109 предположительно сбили.
Немцы не стеснялись и заявили 36 побед (14 "Кобр", 13 "Бостон", 5 Як-9 и 4 "Киттихок"). Потери JG 5 составили 1 Ме-109 Г-6, сбитый в бою. Пилот уфц.Хинц погиб.
20 июля 1944 года
В 16.20 - 17.50 2 "Морана" LeLv 28 были перехвачены в районе Толва-Ярви четверкой "Аэрокобр". В завязавшемся бою 1 "Моран" был сбит (ст.с-т Лааксо погиб), другой был поврежден. К.Стенман приписывает победу летчикам 773 иап.
21 июля 1944 года
Авиация флота силами истребителей-бомбардировщиков нанесла серию ударов по конвою Ki.124.Rp (не уверен, что номерок верный).
В 03.00 в районе Вардэ конвой был атакован 10 "Киттихоками" 78 иап под прикрытием 6 "Кобр" 2 гиап. Наши истребители вели бой с 8 Ме-109 и 4 ФВ-190. 1 "Аэрокобра" была сбита в воздушном бою, самолет упал в середине Варангерфьорда, летчик л-т Матвеев погиб. Победу одержал облт.Дёрр.
В 06.10 в районе Сюльтефьорда настала очередь 6 "Киттихок" 78 иап под прикрытием 6 "Кобр" 2 гиап. На отходе от цели в бою лт.Норц сбил "Киттихок" мл.л-т Лисичкина, летчик погиб.
В 06.30 в районе мыса Маккаур к конвою приблизилась шестерка "Киттихок" 27 иап, которая не смогла атаковать корабли противника, потому что была связана боем с группой "мессершмиттов". В ожесточенном бою (к которому вскоре присоединились 12 "Кобр" 2 гиап) немецкие летчики заявили о 5 сбитых "Киттихок" (фактически, было сбито 2 самолета, л-т Чинарин и мл.л-т Емельянов погибли), а советские - о 2 воздушных победах (в реальности, 1 Ме-109 Г-6 "белая 6", летчик уфц.Молленхауэр из 7./JG 5 погиб).
22 июля 1944 года
В 12.37 для удара по конвою противника в районе мыса Эккерей вылетели 10 «Киттихок» 78 иап под прикрытием 12 «Аэрокобра» 2 гиап. Район цели от мыса Эккерей до Вардё был закрыт туманом, и в 13.10 самолеты атаковали одиночный транспорт противника в Яр-фьорде. На отходе от цели наши самолеты вели воздушные бои с немецкими истребителями. Было сбито 4 Ме-109, наши потери - 2 «Киттихок», летчики мл.л-т Волков и мл.л-т Тищенко погибли.
Немецкие истребители потерь не понесли и претендуют на 17 воздушных побед в промежуток 13.16 - 13.42 (10 «Киттихок» и 7 «Аэрокобра»).
26 июля 1944 года
Звено «мессершмиттов» 3/LeLv 28 в 12.05 - 13.00 в районе Пяткаранта перехватили группу Ил-2, прикрываемую 5 «Аэрокобрами». В воздушном бою были сбиты 1 Ил-2 214 шап и 1 «Аэрокобра» 773 иап. По «ОБД Мемориал» погибшие летчики не проходят.
В ночь с 26 на 27 июля, в 00.00 финны признают потерю 1 «Дорнье» в районе Вегарус-Ярви из LeLv 46, сбитого советскими истребителями. Финские бомбардировщики LeR 4 (34 самолета) под прикрытием 2 Ме-109 LeLv 28 и 6 «Кертисс» LeLv 32 пытались бомбить артбатареи и живую силу советских войск. Автор воздушной победы не известен.
27 июля 1944 года
В 14.00 - 14.20 2 Ме-109 из 3/LeLv 28 в районе Лоймола встретили группу из 8 Ил-2 и 6 «Аэрокобра». В завязавшемся воздушном бою финны сбили 1 Ил-2 957 шап и 1 «Аэрокобру» 773 иап. Экипаж 957 шап (мл.л-т Захаров и ст-на Тетерин) погиб.
Около 06.00 6 «Кертиссов» 2/LeLv 32 перехватили у Сивалампи 1 У-2, который был сбит. Победа записана на л-т Песола. Вероятно, был сбит У-2 375 эскадрильи связи, пилот л-т Степовой погиб.
28 июля 1944 года
ВВС СФ нанесли крупный удар по Киркенесу.
В 13.34 8 «Киттихок» (с бомбами) в сопровождении 12 «Аэрокобра» блокировали аэродром Луостари. Наши самолеты вели воздушный бой с 15 Ме-109, два из которых сбили. Наши потери - 1 «Киттихок» 78 иап, который был сбит огнем ЗА, летчик л-т Проявко погиб.
В 14.04 - 14.08 три группы ударных самолетов (всего 18 Ил-2, 8 «Киттихок», 8 Пе-3, 8 «Аэрокобра», 8 Як-9) атаковали транспорты и причалы в порту. Огнем ЗА был сбит 1 Ил-2 46 шап, экипаж мл.л-т Шатохина погиб.
Немецкие истребители претендуют на 12 воздушных побед (в промежутке 13.50 - 14.30; 9 "Аэрокобра", 2 Ил-2 и 1 "Киттихок") и констатируют факт потери одного самолета: Ме-109 Г-2 "черная 3" из 8./JG 5 был сбит в бою над морем, летчик уфц.Майер погиб.
В 16.20 - 18.06 13 "Кобр" 19 гиап в районе Сен-озера (Кестеньгское направление) вели бой с 4 (или восемью?) ФВ-190 и сбили 4 из них, не понеся потерь. Вероятно, бой против штурмовиков SG 5? Списка потерь этой эскадры у меня нет.
В 13.35 в районе Толва-Ярви Ил-2 668 шап под прикрытием "Киттихоков" 152 иап вели бой с 4 "Брюстер" и 2 "Моран". В бою было сбито 3 "Брюстер" (отличились ст.л-т Левчук, л-т Цыбулькин и мл.л-т Лимонов). 1 Ил-2 не вернулся с боевого задания. Финны не подтверждают потерю 28 июля, но 29 числа в те же 13.35 в том же районе был сбит "Брюстер" командира LeLv 26 м-р Ларйо, летчик погиб. К.Стенман приписывает победу 29.07 летчикам 773 иап.
29 июля 1944 года
День финских успехов. В 13.00 - 14.00 3 Ме-109 3./LeLv 28 в районе Толва-Ярви сбили Ил-2 668 шап, а в 20.10 в районе Лоймола 5 финских И-153 (!) из LeLv 16 вели бой с 2 "Аэрокобрами" и сбили (!) одну из них. Конфуз случился с летчиками 773 иап, по ОБД погибших нет.
30 июля 1944 года
В 10.05 - 11.00 в районе Толва-ярви ожесточенные воздушные бои. Три группы финских истребителей заявили о воздушных победах. 3 Ме-109 3./LeLv 28 сбила 3 Ла-5 (по К.Стенману, подтверждается 1 Ла-5 760 иап), самолет LeLv 14 сбили 1 "Аэрокобру", "Гост Мораны" LeLv 28 - 2 "Аэрокобры". 773 иап потерял как минимум один самолет, летчик мл.л-т Мартынович погиб, не вернулся с боевого задания. Финны потеряли 1 "Гост Моран", якобы сбитый стрелком Ил-2, раненый летчик спасся на парашюте.
В 21.25 - 21.45 6 Ил-2 668 шап под прикрытием 6 "Киттихок" 152 иап и 20 "Кобр" 20 гиап штурмовали финские позиции (квадрат 1022, увы, я не знаю, какая карта была опорной у штаба 1 гсад). Истребители вели воздушный бой и сбили 3 "Брюстер" (к-н Шмелев, мл.л-т Тимошенко и в паре мл.л-т Жученко и мл.л-т Павлович). 1 Ил-2 не вернулся с боевого задания. Финны подтверждают потерю 1 "Брюстер", который был сбит во время боя четверки LeLv 26 с 7 Як-7Б, прикрывающими Ил-2, летчик спасся на парашюте.
Расшифровка финских архивных каракулей идёт медленно, в ближайшие дни надеюсь дополнить финские данные.
Календарь войны,
Заполярье,
авиа,
Карелия