Aug 30, 2012 21:43
3 марта 1944 г.
Около 13.00 авиация СФ атаковала немецкий конвой в районе острова Лилле Эккерей. Эпизод детально описан у Мирослава Морозова:
"В 12.53 из облаков с пикирования штурмовики [6 Ил-2 46 шап] произвели удар по головному и второму транспортам конвоя... Вследствие внезапности атаки вражеские корабли не успели открыть огонь, и только на отходе четыре Bf-109 пытались атаковать ударную группу, но были отбиты истребителями сопровождения [8 Як-9 20 иап и 6 "Киттихок" 27 иап]. Ни одна из сторон реальных потерь в самолетах не понесла. Береговые посты, очевидно, обнаружили наши самолеты непосредственно в момент удара, поскольку только в 13.09 немецкое командование дало по радио приказание всем истребетилям немедленно лететь к конвою.
Торпедоносцы [4 "Бостон" 9 гмтап] произвели взлет в 12.15. К цели шли тем же маршрутом, что и штурмовики, и в 13.01, после того как у мыса Эккере был обнаружен конвой, ведущий капитан Шебанов подал команду "Атака!". На этот раз с кораблей был открыт сильный заградительный огонь... В правый мотор ведущего капитана Шебанова попал снаряд, но он продолжал лежать на боевом курсе и с дистанции 2200 м сбросил торпеду по концевому транспорту. После сбрасывания поврежденный "Бостон" с резким разворотом ушел вправо, но, пролетев около километра, все-таки рухнул в воду... На отходе торпедоносцы были атакованы теми же четырься "Мессершмиттами", к которым вскоре присоединились как минимум шесть машин, поднятых по тревоге. Все их атаки были отбиты "Аэрокобрами" [8 самолетов 255 иап]. Хотя пилоты противника претендовали на три воздушных победы [лт.Херманн - 1 "Аэрокобра" и 1 "Бостон", уфц.Финч - 1 "Аэрокобра"], единственный потерянный P-39, по-видимому, стал жертвой огня сторожевого корабля "V 6115".
Эрик Момбеек приписывает "Айсмеерягерам" 2 подтвержденные победы над "Кобрами" 2-й эскадрильи 255 иап. Действительно, полк 3 марта потерял две машины. Летчик мл.л-т Герасименко Г.Н. был сбит в воздушном бою в районе Свартнес и упал в воду; а командир звена л-т Коваленко П.И. погиб в авиационной катастрофе. "При горизонтальном полёте на высоте 2500 - 3000 м самолет начал беспорядочно падать. Летчик выбросился с парашютом, приземлился в районе ст.Ваенга в мертвом состоянии с переломом черепа. Предположительно, рано открыл парашют и ударился о части самолета".
Советские лётчики заявили четыре победы: мл.л-т Васильцев А.В. (20 иап), ст.л-т Бойченко (27 иап), к-н Рассадкин и мл.л-т Смирнов (оба 255 иап) - по 1 Ме-109. Немцы не подтверждают потерь.
4 марта 1944 г.
Не вернулся с разведки побережья Северной Норвегии "Бостон" 118 мрап, экипаж летчик ГСС к-н Вербицкий, штурман мл.л-т Павлов, стрелок-радист с-т Афонин и стрелок с-т Лупандин пропали без вести. У немцев ни слова про бой.
5 марта 1944 г.
Вновь повышенная активность ВВС СФ и попытки потопить очередной немецкий конвой. В 15.15 в районе Лилле Эккерей немецкие корабли атаковали 6 Ил-2 46 шап под прикрытием 6 "Киттихок" 27 иап и 8 Як-9 20 иап, а пять минут спустя 2 "Бостон" 9 гмтап в сопровождении 6 "Кобр" 255 иап. Советская "Хроника" утверждает, что конвой прикрывали 13 немецких истребителей (11 Ме-109 и 2 ФВ-190), Момбеек "урезает осётра" до размера звена.
Отрадно, что советская авиация не понесла потерь в этом вылете. 4 Ил-2 были повреждены огнем ЗА кораблей, а воздушный стрелок краснофлотец Риденков И.В. был ранен в ногу осколком снаряда. Офб.Норц чрезмерно оптимистично заявил сбитыми в бою 2 Ил-2.
Немцы после боя лишились двух истребителей. Ме-109 Г-2 "черная 4" был сбит в бою и упал в море, уфц.Финч, открывший свой боевой счет двумя днями ранее погиб. Также опытнейший Норц был вынужден совершить вынужденную посадку на побережье. На сбитые "мессеры" претендуют троица истребителей из первой группы: ст.л-т Бойченко, к-н Куренок и л-т Щербак; и к-н Адонкин, прикрывавший в бою торпедоносцы.
7 марта 1944 г.
Пара "Илов" 46 шап штурмовали автоколонну противника на дороге Кутовая - Титовка, один штурмовик был сбит огнём ЗА, экипаж погиб. Исключительно заслуга немецких зенитчиков.
Летчики 19 гиап (ст.л-т Кузнецов И.К. и мл.л-т Дронов С.И.) вылетели на перехват разведчика противника. Самолет Ю-88 был сбит в районе Беломорск, один из фашистких летчиков взят в плен. "Долетался" экипаж 1.(F)/124, самолет Ю-88 Д-5/Троп. "G2 + KH" пропал без вести в районе Масельская - Беломорск.
8 марта 1944 г.
1 Ме-109 Г-2 "черная 13" был сбит огнем ДШК взвода ПВО 254 бригады морской пехоты, погиб лт.Дипен.
Момбеек указывает на бой четверки Ме-109 с парой Як-9 324 ИАД у Ковд-озера, после чего в 17.52 офб.Линц совершенно неоправданно записал на свой счет сбитую "Аэрокобру".
Возможно, что к этому эпизоду имеет отношение запись в наградном листе мл.л-т Кадухина: "В составе 2 Ла-5 вылетали на прикрытие наших войск на Кандалакшском направлении, в районе гора Лысая заметили 4 ФВ-190 и 2 Ме-109, несмотря на численное превосходство в паре вступили в бой, в результате которого ведущий м-р Кузнецов сбил 1 ФВ-190".
12 марта 1944 г.
Около 17.00 "Бостон" 118 мрап выполнял фотографирование береговых сооружений в Петсамовуоно под прикрытием шестерки Як-9 20 иап. Пара "Мессершмиттов" пыталась помешать им, но безуспешно. По версии наших лётчиков, оба вражеских истребителя были предположительно сбиты.
13 марта 1944 г.
В 15.14 четверка штурмовиков 46 шап под прикрытием 4 Як-1 20 иап атаковали конвой противника в районе Сюльтефьорда. По оценкам "Хроники" конвой прикрывали 12 Ме-109 и 2 БВ-138, которые после боя с нашими самолетами не досчитались четырех Ме-109 и одной летающей лодки БВ-138. Истребители JG 5 претендуют на 7 сбитых советских самолетов. В реальности авиация СФ отделалась повреждениями 2 Ил-2 и 1 Як-1 (Момбеек записал их в безвозвратные потери), кроме этого, 1 Як-1 был разбит во время вынужденной посадки в районе Вайтолахти, летчик л-т Лапин Л.П. не пострадал. Нацисты потерь не понесли.
16 марта 1944 г.
Скудные данные по воздушному бою лётчиков 195 иап. Из наградного листа на имя мл.л-т Юркевича: "При выполнении боевого задания парой самолетов Як-9, имел встречу с пятью ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою проявил упорство, отвагу и мужество, сбил 1 ФВ-190". Немцы в долгу не остались: облт.Вайссенбергер и фб.Морс в 14.00 заявили каждый по одному сбитому Як-9. Про потери советских самолетов, увы, мне ничего не известно, немцы признают только повреждения Ме-109 Г-6 "белая 3", пилот которого заблудился в 20 км южнее Алакуртти.
Краткие итоги за 16 дней месяца:
Сбито советскими истребителями: 3 (2 Ме-109Г-2, 1 Ю-88)
Потери в воздушных боях: 2 (1 "Аэрокобра", 1 Як-1)
Потери лётного состава ИА: 3 (1 в воздушном бою, 2 в катастрофе)
Немногим позднее добавлю вторую часть и действия финнов в январе - марте 1944 г.
Календарь войны,
Заполярье,
авиа