На фоне арабской весны в Северной Африке, гражданской войны в Сирии и других конфликтов, будоражащих исламский мир Иран выглядит чуть ли не оплотом стабильности и спокойствия. Лояльность и добрососедские отношения между нашими странами не омрачались за последние несколько десятилетий фактически ни разу, сегодня же они выходят на еще более высокий уровень. Москва была и останется важным объектом иранской дипломатии, ведь Россия представляет собой одну из основ мирового господства, находящуюся в непосредственной близости от Ирана.
Вполне вероятно, что развитие отношений Ирана с Россией и одновременно ответ вызовам Запада может создать определенный баланс во внешней политике Исламской республики. Скорее всего, важнейшим компонентом этих отношений является наличие общих точек зрения по ряду международных вопросов. Тегеран и Москва имеют также близкие позиции в отношении ближневосточных проблем и позитивный опыт сотрудничества в этом направлении. Ожидается, что в будущем общая политика Ирана и России на Кавказе и Ближнем Востоке будет набирать еще большие обороты. По сравнению с периодом десятилетней давности, позиция Ирана и России по глобальным и региональным вопросам во многих случаях сблизилась и даже стала идентичной.
Однако, на улучшение дружеских отношений с Ираном, естественно, в своих, корыстных целях, претендуют и Соединенные Штаты. Не смотря на все разногласия, такой партнер на Ближнем Востоке Вашингтону необходим. Как его заполучить, после всех санкций и претензий, которые были у Америки к Ирану, они пока не знают, но шаги к сближению делают. Если провести анализ недавно состоявшихся встреч представителей Ирана и США, то здесь необходимо отметить, что, коль скоро этот процесс отмечен многими взлётами и падениями, его реализация находится всё ещё на начальном уровне. Западные страны ждут от Ирана большего доверия, а тот рассчитывает на то, что его партнёры на деле изменят своё поведение. Производство ядерной энергии Иран считает своим неотъемлемым правом и ни при каких условиях не согласен обсуждать его законность. В случае же, если США изменят своё поведение, Иран тоже, в свою очередь, может продемонстрировать куда большую готовность к сотрудничеству так, чтобы в конечном счете был выработан эффективный механизм сокращения, а затем и отмены санкций.
Однако, не стоит думать, что Иран, развивая свои отношения с внешним миром, ставит себя перед выбором и выбирает для сотрудничества только одну страну - Россию или Соединённые Штаты. Вместе с тем, сама постановка Ираном внешнеполитического вопроса в диспозицию сотрудничества либо с Россией, либо с США, либо с обоими, но с каждой отдельно взятой страной без влияния какой-либо третьей стороны, говорит не только о возвращении Россией статуса сверхдержавы в мировой политике, но и о восстановлении биполярного мира по доминанте Россия-США. Развитие отношений Ирана с Россией при параллельном урегулировании вызовов Запада может создать определённый баланс во внешней политике Исламской республики.