Если болезнь не лечить, а купировав симптомы, загонять внутрь, положение больного только ухудшится, а временное облегчение создаст пагубную иллюзию на выздоровление. Примерно такая же ситуация сложилась и в Соединенных Штатах. Подписание Обамой проекта бюджета, позволяющий возобновить работу госучреждений и повысить потолок госдолга США - не решение проблемы. Достичь компромисса удалось за счет того, что Белый дом согласился откорректировать прописанные в бюджете затраты на реформу системы здравоохранения. Подписанный поздно вечером 16 октября законопроект предусматривает финансирование госучреждений до 15 января 2014 года и расширение лимита на заимствования до 7 февраля. Кроме того, предполагается, что представители обеих палат проведут переговоры по финансовым реформам и доложат конгрессу о результатах к 13 декабря.
По сути, дефолт просто отложили, правда не ясно с какой целью - то ли реально постараться разобраться в проблемах и попробовать договориться, найти компромисс в разногласиях между республиканцами и демократами, между президентом и Конгрессом, либо просто, снова наплевав на нужды простых американцев, подготовить собственные пути к отступлению и обезопасить свои кровные сбережения. С трудом верится, что сенаторы и конгрессмены в Вашингтоне так уж сильно пекутся о благосостоянии американского среднего класса, как об этом заявляется с высоких трибун и заголовков СМИ.
Споры, которые чуть было не привели Америку к дефолту и неизбежному после него, обвалу экономики, разгорелись вокруг вроде бы, благих целей - реформы здравоохранения. Это потом непонимание сторон, как снежный ком, обросло другими проблемами. Нерешенных вопросов оказалось на много больше, чем могла себе позволить, для сохранения лица, американская власть.
Отказ Конгресса в полной мере финансировать реформу здравоохранения, которую президент Обама считает одним из ключевых пунктов своей программы, привели к тому, что проект бюджета на новый фискальный год, наступающий в США 1 октября, остался без согласования.
В результате, оставшиеся без финансирования госучреждения США, кроме стратегически важных, прекратили свою работу. Около 800 тысяч госслужащих были отправлены в неоплачиваемые отпуска. Такой обвал рабочих мест произвел эффект разорвавшейся бомбы. Общество было не просто не готово, обескураженные таким поворотом дел люди, в основной массе, даже не пробовали протестовать. Позже Конгресс принял законопроект, по которому госслужащим обещали после принятия бюджета все же оплатить вынужденный отпуск. Массовых волнений, которые неминуемо бы последовали после того, как американцы вышли из шокового оцепенения, удалось избежать.
Но такое латание дыр на «тришкином кафтане» штатовской экономики вскрыло и более серьезные проблемы - саму несостоятельность системы. Мыльный пузырь доллара чуть было не лопнул, что основательно встревожило не только просиживающих штаны политиков, но и экономистов, банкиров, промышленников. Финансовый рынок был на грани обвала, последствия которого могли не просто повергнуть Штаты во вторую Великую депрессию, а привести к катастрофическому кризису во всей мировой экономике.