Не смотря на весь оптимизм, которым было овеяно начало крупномасштабных переговоров по Сирии и сам по себе факт проведения мирной конференции «Женева-2» восторги быстро поутихли. Если уж не помирить, то хотя бы попробовать заставить противоборствующие стороны услышать друг друга, оказалось в сто крат сложнее, чем просто усадить их за стол переговоров. К тому же, обнаружились не только подводные камни, но и целые течения, вносящие смуту в процесс урегулирования конфликта. И чем дольше всё это длится, тем больше возникает разногласий. Причем уже не только между самими сирийцами, то есть экстремистской оппозицией и официальным Дамаском, а и между теми силами, которые стоят за каждой из сторон.
Крайнего обострения это заочное столкновение достигло в последние дни, когда до завершения «Женевы-2» оставались буквально считанные часы. Поэтому и заявления в сторону каждого из оппонентов стали звучать во все более резкой и ультимативной форме. Москва встревожена системными попытками сорвать политический диалог по сирийской проблеме, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Глава МИД России уверен, что публичные заявления о возможности силового сценария и политизация гуманитарной проблемы в Сирии направлены на то, чтобы спровоцировать правительственную делегацию покинуть переговоры.
«Меня это очень тревожит, прежде всего потому, что мы наблюдаем такие системные попытки найти любой предлог, чтобы политическое урегулирование сорвать. И, конечно, когда президенты США и Франции на совместной пресс-конференции вновь начинают говорить о том, что только переговорами дело может не кончиться, у нас это вызывает беспокойство», - сказал Лавров на пресс-конференции в пятницу.
Кроме того, глава МИД России раскритиковал намерение ограничить «Женеву-2» временными рамками и напомнил, что с самого начала российско-американская инициатива не предполагала каких-либо дедлайнов.
«Принимаются шаги, в том числе публичные, такие, как вот заявления о том, что силовой сценарий остается в качестве возможного, предпринимаются шаги по политизации всей гуманитарной проблематики в Совете Безопасности ООН. И, наверное, расчёт на то, чтобы вынудить правительство хлопнуть дверью. Это нехорошие попытки, и надо выполнять то, о чем договаривались»,- добавил глава ведомства. По его словам, речь, в частности, идет о заявлениях лидеров США и Франции, сделанных на совместной пресс-конференции. Барак Обама и Франсуа Олланд согласились, что только мирными переговорами конфликт в Сирии может и не разрешиться. По словам Лаврова, Москва также выразила протест против установления каких-либо искусственных рамок в ходе переговоров.
Немало критики вызвали и действия самих сирийцев. Сергей Лавров отметил, что представители сирийской оппозиции в Женеве на протяжении переговоров интересовались лишь одним - сменой режима.
Лавров подчеркнул, что подобное впечатление сложилось после завершения двух раундов переговоров в Женеве. Он также полагает, что за подобной ограниченностью позиции стоят те, кто обеспечил присутствие делегации сирийской оппозиции на конференции. «Потому что все, о чем они хотят говорить, - это создание переходного управляющего органа. Только после этого они готовы обсуждать такие насущные проблем, как терроризм», - сказал Лавров. Он подчеркнул, что Россия будет продолжать настаивать на представительном характере сирийской делегации.