Пару недель назад, а точнее 16 января Верховная рада Украины приняла законы, которые серьезно ужесточили ответственность за нарушения в ходе массовых акций и за экстремизм и блокирование зданий органов госвласти, а также ввели наказания за отрицание преступлений фашизма и осквернение советских памятников, клевету в СМИ и интернете. Во всяком случае официальная формулировка звучала именно так. Подразумевалось, конечно, более широкое использование этих поправок, однако всеми они были восприняты исключительно как «антимайдановское» постановление. Кроме того, в законодательство Украины было впервые введено понятие общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Оппозиция тут же подняла крик и назвала законы фактически свершившимся госпереворотом. На Западе на произошедшее также отреагировали резкой критикой. На улицах и площадях снова заполыхали костры из покрышек и в окна административных зданий полетели «коктейли Молотова».
Власти, пугающиеся уже собственной тени, снова не смогли проявить твердость и уступили бунтовщикам, согласившись на очередное отступление.И вот на днях вступил в силу закон, который был принят 28 января и должен был стать частью компромисса между властью и оппозицией. Документ объявляет недействительными девять законов, принятых Верховной Радой на скандальном заседании 16 января, включая закон, который вводит многочисленные ограничения прав и свобод, криминализирует ряд действий, связанных с проведением акций протеста, а также ужесточает наказание за правонарушения.
![](http://ic.pics.livejournal.com/cycato/31770878/298352/298352_600.jpg)
Однако официальная база законодательства, размещенная на сайте парламента, не свидетельствует о том, что такие нормы действительно были отменены - все положения скандального закона остаются действующими. К примеру, в ст. 122 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) по-прежнему есть параграф о штрафе и изъятии транспортного средства за движение колонной численностью более пяти автомобилей. Примечание к этой статье гласит, что аппарат Рады принял во внимание прекращение действия закона, но оставляет новый параграф в КоАП. Сейчас сложно сказать, намеренно ли это было сделано, чтобы подстраховаться на всякий случай, или нет.Эксперты не удивлены такой ситуацией и называют ее причиной стала ошибка законодателя. По словам бывшего заместителя министра юстиции Дмитрия Котляра, законы, принятые 16 января, были документами однократного действия - ими вносились изменения в прочие законодательные акты. 2 февраля, когда вступил в силу новый закон большинство законов от 16 января уже были выполнены.
Большинство норм скандальных законов от 16 января, ограничивающих гражданские свободы, продолжают действовать и после решения парламента об их отмене. Об этом свидетельствует база законодательства Верховной рады. Эксперты отмечают, что к этому привела грубая ошибка, допущенная народными депутатами при попытке выйти из кризиса. Пока неясно, сознательно ли была допущена оплошность и намерена ли власть применять эти нормы.