*данные материалы, вероятно, послужат для пишущегося диссера, ну а пока на черновую написаны человеческой русской языкой*
Начнем с самого начала. С чего начинаются человеки? С родителей. Что мы знаем о родителях Вурхиса?
Мать. Памела Сью Вурхис, родилась в 1930 году, точная дата неизвестна, девичья фамилия неизвестна. Залетела в 15 лет. Но тут все не так просто, как залетевшая школьница.
Если мы вспомним 1 часть фильма и появление миссис Вурхис, что бросается в глаза в первую очередь, так это то, что обезумевшая от потери сына женщина, в остальных аспектах слетевшая с катушек, не потеряла женское обличье. Опрятная одежда, стрижка, химия, косметика, даже по прошествии двадцати с лишним лет с начала ее первых убийств. Миссис Вурхис далеко не настолько неадекватна, как хочет показаться - основным ярким признаком душевного расстройства у женщин было и остается безразличие к внешнему виду. Учтем, что Памела это делает не ради нового мужчины в своей жизни, не из стремления найти такового, пишем балл на счет ее самодисциплины. Двадцать два года со своего первого убийства она терпеливо выжидала, не сорвалась, не выдала себя, не дошла до ручки. Вспоминаем, что она, будучи еще совсем юной, в одиночку взяла на себя заботу о ребенке-инвалиде и до 11 лет его выпестовала. У "залетевшей малолетки" обнаруживается такой внутренний стержень и железная воля, что матери-героини позавидуют. Я спорить готова, что в отношениях с отцом ее ребенка не по годам цепкая и смышленая школьница играла первую скрипку.
Элиас Вурхис, в каноне упоминается лишь вскользь. Скорее всего, старше Памелы, но не намного. До 25 лет - еще не хватает ответственности, чтобы выдержать тяготы супружеской жизни при ребенке-инвалиде. Интересно другое - отсчитываем 9 месяцев от Джеськиного Дня Рождения, получаем середину сентября 1945-го. 1945 год - что у нас? Правильно, окончание 2-й Мировой, сентябрь 45-го - капитуляция Японии. Отгремели взрывы над Хиросимой и Нагасаки. Занятное совпадение, позволяющее предположить, не участвовал ли он в военных действиях, и по его возвращении с войны на радостях голубки-то и расслабились... Может быть, даже познакомились по переписке, пока он служил, а что несовершеннолетняя, Пэм призналась уже пост-фактум. Это все предположения, но уж больно логично выстраивающиеся за неимением официальной трактовки.
На тему неразговорчивости Джейсона Вурхиса.
Очень интересный вопрос, потому как он никогда не раскрывался создателями. В принципе, создателями вообще мало что раскрывалось - они, видимо, слабо заморачивались над персонажем, поэтому тем интереснее наблюдать за ним "с чистого листа", имея только его сложившиеся повадки. По крайней мере, те, которые из части в часть друг другу не противоречат.
Когда меня как исследователя спрашивали о моих мыслях на сей счет, я отшучивалась по аналогии с известной байкой про Дао и Злое Лесное Говно, что за годы воспитания рыбками на дне озера у него было много времени для постижения мудрости Дао, дабы научиться не дышать под водой годами, освоить технику регенерации и телепортации, и вообще приблизиться к бессмертию ;) Ну и как следствие из просветленности Дао,
"размышляешь о Смысле Жизни - не снисходи до пиздежа со всяким говном")))
А сегодня с утра за первой поллитрой кофе начала думать о том, почему у детей больше популярен Крюгер, и дошла до любопытного суммария наблюдений.
То, что Вурхис социофоб и интроверт до экстремума, надеюсь, очевидно - с какой стороны ни проверяй, хоть по куцей "биографии" в виде описания детства персонажа, хоть по языку телодвижений, хоть по замашкам. Поэтому я-то и склонялась к мысли, что необщительность, если даже не полностью сознательна, то, по крайней мере, здорово основывается на том, что вертел он этих "человеков адекватных", после всего, что они сделали, на разрекламированном аж двумя фильмами приборе.
По параллели с Крюгером и подумала - Крюгер взаимодействует с жертвами. Он общается с ними, имеет с ними определенно окрашенные эмоциональные связи, играет непосредственно в процессе убивания. Мало того, его силы и возможности зиждутся на эмоциональных связях в виде страха. Эмоционально незрелым личностям (в дальнейшем тексте "детям") нравится, когда с ними общаются, они могут понять персонажа, общающегося, взаимодействующего. Поэтому дети страшно обижаются и дуются, когда кто-то отказывается с ними общаться. По разным причинам, но они предпочитают это звать "пафосом", потому как не способны разобраться в тонкостях. Необщительность для них затрудняет понимание.
Джейсон избегает малейших связей, привязанностей, эмоций к жертвам. Он убивает как порноактер - с изяществом, легкостью, фантазией, изюминкой, но абсолютно без какой бы то ни было страсти; кончить, повернуться к стенке и захрапеть к следующей жертве, и погнали по-новой. Ни аффектов, ни импульсивных убийств, ни приступов ярости1, ни садизма за ним во вменяемом отрезке франшизы особо замечено не было. А вот это как раз нигде и никак не объясняется, наоборот - ему пытаются приписать обратное (из-за слишком обобщающих или ошибочных представлений о психопатологиях преступников, серийных убийц3 и др.).
Ему ничто, по большому счету, не мешало бы действительно проявить какой-то амок, быть к жертвам чуть менее гуманным, убивая их чуть посмачнее и подольше - раз он все равно их крошит в мелкую капусту. Однако же он этого упорно не допускает.
Мне одной кажется, что в этом месте сильно попахивает как раз той, ранее упомянутой как гипотетическая, сознательной необщительностью? Необщительность словами объяснить можно как угодно в случае склонного к гомициду психопата, а вот категорическая необщительность даже в реализации напряжений мортидо4, наряду с выбором жертв, в высшей степени случайных, разве что оказавшихся в нехорошем месте в неправильное время...
Надо подумать еще над вопросом, что для него первично. То есть, такое сухое проявление минимального внимания, как моментальное убийство - это своеобразный ответ на проявляемое в его адрес внимание (сопротивление, крики, агрессию, атаку) или предупреждение в жесткой форме, что транзакционно он предпочитает не обмениваться знаками внимания в принципе? Но это уже не по данной теме.
И да, тоже не по этой теме, но фактически я нашла подсказку и по теме мотивов. Мщение отметается сразу - оно бы как раз привело к садизму как ответу на садизм.
Так что пока я не нашла слабое звено в своих рассуждениях, мне все больше кажется, что с сознательным выбором отказа от общения5 я попала если не в точку, то недалеко от нее...
ADD: тоже сюда же, потом отформатирую в текст
CyberII: я вот тут подумал, что реально решающий фактор взаимодействия Джесси с людьми - неуверенность. Он в принципе не понимает, как с ними надо... КАК с ними НАДО. при жизни навыков общения он не получил, мать была практически единственным человеком, которого он знал. А по ходу карьеры в большинстве своем люди первые начинали. либо агрессию проявлять, либо ОКР замыкать. В остальных случаях - он же до жути любопытный, он наблюдал, интересовался, пока к нему опять же не проявляли агрессию...
Про либидо и мортидо.
Фактически, из проявлений любви Джейсону известны два вида отношений - сыновье-материнские и физическое проявление, сиречь половой акт. Первые для него поддерживаются только отягощенным галлюцинациями психозом, так как психика не в состоянии охватить концепцию смерти, тем более смерти единственного близкого человека, на вторые наложено жесточайшее табу "до брака нельзя". При этом всем если понятие брака у него и имеется как рубеж табу, то с чем брак едят, скорее всего, от его понимания ускользает - мать растила его в одиночку, сомневаюсь, что Элиас долго прожил с ними вместе прежде чем смыться. Проще говоря, о взаимоотношениях взрослых мужчин и женщин, которые лежат отдельно от непосредственного соития, у него тоже представлений нет. В принципе, может, оно и к лучшему - именно в этом пласте отношений столько фальши, попыток друг друга переиграть, обмануть ради собственных целей, что и не стоит в него вникать.
Итак, что получается - он свободен в проявлениях мортидо, поэтому не испытывает напряжений, с ним связанных. Можно сравнить, собственно, с теми же порноактерами с точностью до наоборот - для них не существует проблемы напряжений либидо. Зато в проявлениях либидо он стеснен страшнейшими табу и полным кретинизмом относительно того, как вообще отношения строятся.
Опять УПД, потом раскидаю и отформатирую: совершенно очевидно, что со стрелковым оружием у Джейсона проблем нет (гарпун, часть 3 и 8, хотя бы), однако он его упорно игнорирует. Вариант "не попадалось в руки" маловероятен - в его руки попадает все, что можно использовать в целях гомицида6. Чем отличается гарпунное ружье от огнестрельного? Правильно, бесшумностью. Что мы знаем о Джейсоне Вурхисе? Что он передвигается по возможности абсолютно бесшумно, избегает малейшего звука, выдающего его. В данном случае, даже последнего звука в жизни жертвы, потому что выстрел слышен издалека. Объективно ему бояться привлечь к себе внимание нечего - семифутовый громила за сотню кг весом, на чьем счету сотни человеческих жизней, процесс отлажен и практически поставлен на конвейер, только завози живое мясо. Значит, проблема психологическая, патологическая застенчивость, оставшаяся от изгойного детства. Замечаем, что она как раз увязывает сюда же вместе необщительность, неуверенность в поведении с людьми, а также нелюбовь к зеркалам и склонность закрывать лицо. Сам этот факт говорит о том, что он вполне осознает свою дефективность и от этого сильно переживает, стесняется себя7. Иначе, как было сказано выше, такому асоциалу одной устрашающей чертой больше, одной меньше - было бы в принципе неважно.
Его стремление к бесшумности также косвенно свидетельствует, наряду с другими фактами, об исключительном слухе Вурхиса. За ним замечено в целом стремление к тишине - неоднократное вырубание музыки методами от пинания бумбокса до обрывания проводов от генератора, хотя, возможно, ему просто не нравится попса и рэп 80-х? ;)
УПД: все наблюдали, дети в малом возрасте свободнее, смелее и безыскуснее в проявлениях любви и ненависти, а с возрастом в соответствии с нормами общества, либо навязываемыми родителями, либо на собственных ошибках, учатся проявления либидо и мортидо скрывать или облекать в переусложненные формы ритуалов.
У меня большое подозрение, что Пэм Вурхис, воспитывая ребенка одна, в изоляции от общества, сама будучи еще не слишком зрелой, но абсолютно ослепленной материнскими чувствами, могла просто проигнорировать этот момент - она ему была единственным человеком для проявления любви, сама, очевидно, проявляла к нему интенсивные эмоции. Ни из ее воспитания, ни с ее примера, ни от окружающего мира дитенку было не узнать о необходимости скрывать чувства. Кстати, у кинестетиков вообще со скрыванием чувств напряг8.
Мы получаем свободное выражение чувств, единственным доступным ему способом - действием, и единственного направления - разрушения, так как любимый человек у него был один и кончился.
ADD2 *про Фрейда и Томми Джарвиса*:
cyberii: я не помню, что с отцом Томми, про него, кажется, не сказано решительно ничего, родители в разводе, фишка в том, что Томми окружают две женщины, его мать и сестра, и он как раз в том деццком возрасте, когда психологически начинается борьба с отцом за мать *тут надо перечитать литературу и дополнить умными и раскрывающими тему ширше фразами*. так как отца нет, ребенок полноправно ощущает себя главным мужчиной в доме, и обе женщины безраздельно принадлежат ему. тут появляется соперник, взрослее, сильнее, *это дурацкое слово* мужественнее-маскулиннее его и походя забирает у него его женщин9, причем, с концами. Томми в четверной части истыкивает Джейсона его же собственным мачете (фаллический символ, причем, принадлежащий сопернику), в пятой ножом метит в зону запрещенных ударов (не зная, что это Бернс копикэтит), в шестой тыкает дрыном от оградки (фаллический символ)... мне кажется, сами создатели не подумали, как все сложилось воедино. Что Джарвис испытывает с тех пор острую неполноценность, винит в этом всем Джейсона и пытается в своих глазах отстоять свою мужскую позицию вот таким идиотским образом? скорее всего, с той дочкой шерифа у него ничего не сложилось...
[02:03] cyberii: там у бедного Томми, выходит, в голове такой пиздец, что Freud wept
NB подумать, что по символике может представлять из себя утопление с цепью на шее.
Ишшо:cyberii: ваще на самом деле у бедного Джесси имелись все шансы на очень нелицеприятную судьбу и как следствие формирование личности. так что то, что ему повезло помереть в 11 - ему крупно повезло, ребенок вырос самостоятельным, умеющим за себя постоять, уже имеющим свою точку зрения и умеющим ее защищать. а то чо - так бы и остался домашним маменькиным сынком при наседке-мамаше, лелеющей свой комплекс вины, таким образом "расплачиваясь" за грехи молодости, а на практике просирая свою жизнь и жизнь чада...
так что на самом деле все его невзгоды, конечно, малоприятны, и естессно жалко ребенка, что не видел ничего хорошего десятилетиями, зато сформировался жесткий характер и личность, достойная восхищения
Сорре, диспуссия случайно произошла с англоязычным собеседником, так что переведу и дополню потом.
he's even not so mad, as everyone's used to think. his issues are mostly on sociological side, not psychological (ok, multi-trigger OCD and hallucinatory psychosis, that's what on the surface) and if we remember that Pam was raising him in social isolation, while being not so mature herself, that solves a large part of a puzzle, just look at his behavior from TA point. And i actually think, that's more of inability to adapt his own representation of reality to actual state, than something maternal/oedipal related. That starts from the point of a death conception in his mind which was proved wrong in his own case (something like you used to think people mate by sexual intercourse and then one day when your time comes you figure out there's practically storks and cabbage involved all of a sudden for you *bad example since mating isn't such a one-time terminal experience as death, but can't think of some better example for now...*) sooo the conceptions of life and death are completely messed in his mind, i guess, that's why he's not able to understand the conception of mother's death as well - since it didn't work out for him.
Returning and stuff - that all explains by undead classification nomenclature, he's revenant, which is literal for 'returning'. Usually, revenants rise to fulfill some kind of unfinished goals, which doesn't allow them to rest peacefully. And i think since it all based on strong emotions towards these goals, a strong emotional state of injustice, revenge, hate, whatever else, is the reason.
...
Well, she (Pam) didn't send him to school or anything, she was overprotective, the quotation comes to my mind that she was the only person he really knew but right now i can't remember the origins of it so cannot give a solid proof to that one. Sure, there should have been some unpleasant events of social rejection in his childhood, persuading his mother to isolate her child and him to make up his mind about everyone besides his mother wanting to hurt/humiliate him... Partially, i guess, that prevented him, with all his childish curiosity, from even trying to build up some social skills (damn, that's sweet, there are some scenes he's radiating curiosity! That's what Mears didn't get, btw)
***
And what Pam had to do with him while working in a camp herself? The obvious part is that, as for job, she hadn't too many options to chose from, for sure (i doubt she succeed in getting some awesome education degree while being busy raising a child alone, the storyline never told us when exactly Elias left her, but i don't think it wasn't long after the birth of a baby), and i highly doubt she had someone to let Jason to stay with in her absence. Protective - yes, but she wasn't gone all nuts yet to lead the situation to the extremity, and probably she thought 11 years is enough for her to weaken her supervision over him a bit. There's no possibility she could ever think of where it will lead them.
***
The kids and animals do not trigger his OCD, that's all. BTW i find it sorta interesting and deserving some more attention - those were kids for sure taunting and humiliationg him during his childhood... Could it mean, he's much more forgiving than we think?
Yeah, he's much more humane than people calling themselves 'normal' and thinking it allows them to do anything they want to those who differ and excuses them... But he's not serial, that's mass murderer what the criminalistics calls that kind of killers.
1 пока что необъясненный момент - 6 часть, кажется, жертву звали Пола, но кто запоминает этих одноразовых невыразительных персонажей? Джейсон чуть ли не тонким слоем размазал ее по интерьеру домика. С ходу не могу вспомнить ничего, чем бы она могла так его спровоцировать2, наоборот, персонаж - хрестоматийный пример серой мыши.
2 ааа, блядь, я мудак. Он же у нее как раз перед этим рядом с кроватью свой проебанный мачете нашел. Кстати, вот нихуя ж себе собственнические замашки, а? С другой стороны, а что у несчастного ребенка своего-то есть еще?...
3 грубая ошибка. Вурхис никоим боком не серийный, он типичнейший запойный убийца.
4 тут, мне подсказывают предыдущие наблюдения, есть нюансик, но на данное наблюдение он, как мне кажется, не особо влияет, так что подробнее о нем будет расписано отдельно.
5 9 часть, уже давно ахинея, но если не противоречит, почему бы и не упомянуть - последнее "оккупированное" чужое тело, единственная реплика в целях конспирации (?).
6 4 часть, винтовка в палатке. Отломал приклад, погнул ствол, сам не воспользовался. 9 часть, последнее "оккупированное" чужое тело полицейского, наставил пистолет, пока косил под дурачка, но так и не воспользовался.
7 мне пока не вполне ясно, до каких границ у него распространяется эта стеснительность по отношению к себе. Части 2, 3, 8 - руки открыты почти до локтя, 7 часть - весьма облезлый внешний вид, 8 часть - очаровательная шуточка над нью-йоркскими пацанятами, которых он припугнул своей мордашкой, 9 часть - пусть даже ходил он в чужих телах, а психозы никуда не денутся. С другой стороны - общая тенденция к закрыванию лица, 6 часть - засмущался своих подгнивших рук и напялил подобранные перчатки, впоследствии (включая Х и FvJ) уже без перчаток появлялся лишь в 9 части.
NB 9 часть, подумать об его удивленном (?) залипании в зеркало в доме Дайаны и заботе о внешнем виде следующего тела в виде бритья.
8 кинестетическая репрезентативная система, характеризуется восприятием окружающего мира через ощущение, движение, физическое действие, тактильный контакт. Побочка - легкая отвлекаемость, интерес к окружающему миру, неустойчивость к стрессам. Особенности - направленный вниз взгляд, непонимание, куда деть руки без привычных предметов в них, бардак в жилище, в котором найти все нужное способен только обитатель. По-моему, никаких сомнений, что про Вурхиса.
9 судьба Триш Джарвис - тайна,покрытая (м)раком, предположения позволяют строиться и в направлении, что Томми по психопатству сам ее замочил, но подсознательно он все равно свалил вину на Джейсона, это совершенно ясно.