После крушения древней империи в Китае долгое время хозяйничали враждующие клики и японские оккупанты. Позднее страну сумели объединить коммунисты, но их социальные эксперименты привели к полной разрухе и обнищанию народа.
В феврале 1912 г. последний император Маньчжурской династии отрекся от престола, и Китай стал республикой, но уже в апреле революционный лидер Сунь Ятсен был вынужден передать президентские полномочия военному диктатору Юань Шикаю. Никто не сомневался, что превратить огромную страну с 400-миллионным крестьянским населением в современное государство будет очень нелегко.
Борьба за власть
Вышедшая из подполья революционная организация Сунь Ятсена стала Национальной партией (Гоминьдан), но сил для борьбы с Юанем у националистов не было, и тот правил как диктатор до самой смерти в 1916 году. Сунь попытался было создать правительство на юге страны в Кантоне (Гуанчжоу), но к тому времени почти весь Китай уже добрый десяток лет находился под контролем местных военачальников. Преследуя националистические и политические цели, Сунь Ятсен не был чужд идеям социально-экономических преобразований. В 1921 г. группа активистов, в которую входил и скромный помощник библиотекаря Мао Цзэ-дун, основала в Шанхае Коммунистическую партию Китая (КПК). Поначалу враждовавшие между собой националисты и коммунисты заключили союз в 1923 г., когда Сунь Ятсен осознал, что только СССР готов помочь Гоминьдану в деле государственного строительства.
В 1925 г. в разгар подготовки к «северному походу» против маньчжурской военной клики Сунь Ятсен скончался, однако его преемник Чан Кайши довел этот замысел до конца и без особого труда захватил Шанхай. Пообещав Чану финансовую поддержку, местные промышленники уговорили его избавиться от нежелательных союзников, и в апреле 1927 г. тысячи коммунистов пали жертвами массовых репрессий, а ослабленная КПК была загнана в подполье.
Окрыленный успехом Чан взял Нанкин и установил республиканский режим во главе с собственной персоной. Однако его власть, обретенная лишь благодаря сделкам с местными милитаристами, была весьма шаткой еще до открытого вооруженного противостояния с коммунистами и японцами.
Возрождение коммунистов
Тем временем в горных районах на пограничье провинций Хунань (родины Мао) и Цзянси коммунисты исподволь готовились к ответному удару. Придя к убеждению, что движущей силой китайской революции должны стать крестьянские массы, Мао вместе с соратниками создал здесь коммунистическое государство и новую «Красную армию».
В глазах крестьян погрязшие в коррупции националисты безнадежно проигрывали честной администрации и земельным реформам коммунистов. Стремясь «подавить бандитов», Чан провел против них несколько карательных операций. В 1930-34 гг., несмотря на эффективную партизанскую тактику коммунистов, в этом районе погибло около миллиона человек, а в ходе пятой кампании правительственные войска замкнули кольцо окружения вокруг базы коммунистов в Цзянси. В октябре 1934 г. Красная армия прорвала кольцо и с боями двинулась на северо-запад.
Так начался эпический Великий поход через горы и реки длиной 9600 км, в котором Красная армия с изнурительными боями пробивалась на северо-запад, в особый район Яньань. Из 100 тысяч выступивших в путь остались в живых лишь около 10 000 закаленных бойцов. Главный стратег легендарного Великого похода Мао Цзэдун стал неоспоримым, лидером КПК, а Чжоу Эньлай - его правой рукой. Одержимый желанием добить коммунистов Чан Кайши закрыл глаза на все прочие проблемы, в том числе на растущую японскую угрозу.
Между тем именно японцы сорвали все планы Чана. Захватив Маньчжурию и вторгшись в ряде мест на китайскую территорию, они спровоцировали в 1937 г. вооруженный инцидент, переросший в полномасштабную, хоть и необъявленную войну. К концу 1937 г. японцы взяли Пекин и Нанкин, подвергли жестоким бомбардировкам многие города и совершали чудовищные зверства против мирного населения.
На борьбу с оккупантами поднялась вся страна, и Чан пошел на примирение с коммунистами, чтобы единым фронтом бороться с агрессором. Под натиском вооруженной до зубов японской армии китайцам приходилось отступать, и оккупанты заняли все восточное побережье, хотя так и не смогли захватить глубинные районы. Однако в 1941 г. Нападение японцев на Перл-Харбор в корне изменило ситуацию, и Китай стал одним из театров II мировой войны.
В конце войны в руках у Чана, казалось, были все козыри - многочисленная и хорошо оснащенная армия, контроль над городами и щедрая финансовая помощь США. Однако в разгоревшейся гражданской войне мощная народная поддержка, высокий боевой дух и тактическое превосходство быстро принесли успех коммунистам.
Народная республика
К середине 1949 г. пали Пекин, Нанкин и Шанхай, а в конце года Чан бежал на Тайвань. 1 октября 1949 г. при огромном стечении народа на пекинской площади Тяньаньмынь Мао и Чжоу Эньлай торжественно провозгласили Китайскую Народную Республику.
Получив в наследство разоренную войнами страну, коммунисты довольно быстро навели порядок и приступили к перестройке экономики. Несмотря на враждебное отношение к частной собственности, партия на первых порах проводила умеренную политику, обещавшую всем классам широкое участие в развитии общества. Самым радикальным и популярным в народе шагом стал Аграрный закон (1950), сломивший засилье помещиков и раздавший землю крестьянам. Это был период реальных успехов, несмотря на огромные потери в Корейской войне (1950-53), в которой китайские «добровольцы» воевали на стороне Северной Кореи против США и других западных стран.
В 1950-51 гг. китайцы оккупировали Тибет. Насаждение нового режима сопровождалось массовыми репрессиями, и тысячи тибетцев последовали в изгнание за своим духовным лидером, далай-ламой.
Между тем успехи в области экономики подтолкнули Мао к объявлению курса на ускоренный переход к социализму. Частные предприятия и компании были национализированы, в деревнях созданы сельскохозяйственные кооперативы. Этот шаг вызвал резкое недовольство среди крестьян, которые лишь недавно получили землю по закону 1950 г.
Первые неудачи лишь подстегнули Мао к коренному преобразованию китайского общества, полной ликвидации буржуазных пережитков и «реакционной идеологии». Все дальше расходясь со своими советскими союзниками, он твердо решил не допустить превращения компартии Китая в привилегированную касту бюрократов по образу и подобию КПСС. Началась широкая мобилизация масс на борьбу с «неустойчивыми элементами», коррупцией и попутно с противниками Мао в верхушке КПК, выступавшими за умеренные реформы.
«Большой скачок»
В 1958 г. Мао объявил, что за три года страна должна совершить «большой скачок» из социализма прямо в коммунизм. Страну разделили на деревенские коммуны, в которых доходы поровну распределялись между всеми членами. Повсюду, как грибы после дождя, вырастали мелкие предприятия с примитивным уровнем производства, а подлинным венцом абсурда стал миллион дворовых сталеплавильных печей.
Отношения между СССР и КНР резко ухудшились, и в I960 г. СССР отозвал своих специалистов, из-за чего застопорились сотни проектов. «Большой скачок» закончился полным провалом.
В 19б0-е гг., когда на первые роли в партии вышли умеренные прагматики, китайская экономика начала мало-помалу выбираться из кризиса. Однако отошедший на время в тень Мао по-прежнему оставался «великим кормчим», и в 1966 г., опираясь на армию и ее командующего Линь Бяо, он предпринял новый переворот - «великую пролетарскую культурную революцию».
Культурная революция
Культурная революция нанесла сокрушительный удар по всем традиционным ценностям и авторитетам - от университетских профессоров до высших партийных лидеров. Главным орудием в руках Мао были «красные охранники» (хунвэйбины) из числа учащейся молодежи, которые разъезжали по стране, проводили митинги, демонстрации и беспощадно расправлялись с «классовыми врагами» - представителями интеллигенции, теми, кто имел связи с Западом и неугодными партийцами. Их «революционный» пыл постоянно подогревал председатель Мао, чей красный цитатник печатался миллионными тиражами и стал чем-то вроде китайской библии.
Охвативший страну хаос усугубился открытой внутрипартийной борьбой в больших и малых городах. Беспорядки достигли такого размаха, что армии было приказано усмирить «красных охранников». В сентябре 1971 г. Линь Бяо был обвинен в заговоре против вождя и попытался бежать, но его самолет разбился в Монголии.
Между тем пора было думать о преемнике вконец одряхлевшего Мао, и в партии развернулась сложная борьба за власть между прагматиками во главе с премьером Чжоу Эньлаем и радикальной «бандой четырех», лидером которой была жена вождя Цзян Цин.
После смерти Чжоу в январе 1976 г. его преемником стал малоизвестный Хуа Го-фэн, и когда в сентябре того же года умер сам Мао, никто не знал, как развернутся события. Однако месяцем позже Хуа без колебаний арестовал всех членов «банды четырех», и ко всеобщему ликованию культурной революции был положен долгожданный конец.
Новое поколение
Хуа Гофэна вскоре сместил лидер реабилитированных прагматиков Дэн Сяопин. В годы культурной революции он подвергался преследованиям, но не пал духом и, придя к власти, проложил для Китая совершенно новый курс. До самой своей смерти в 1997 г. Дэн неуклонно проводил политику реформ под контролем государства. Отгороженный от всего мира коммунистический Китай ушел в прошлое.
Ставший в 1993 г. президентом страны Цзян Цзэминь направил все свое влияние и силы на экономические реформы. Он же осуществил ряд мер, позволивших Китаю вступить в ноябре 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) и уже в новом качестве выйти на крупнейшие международные рынки.
В 2003 г. Цзэминь передал власть вице-президенту Ху Цзиньтао (р. 1942), самому молодому из высших руководителей государства. Несмотря на репутацию либерала, он, судя по его послужному списку, не останавливается в случае нужды перед жесткими мерами. Именно Цзиньтао ввел в Тибете военное положение в ответ на протесты местного населения против китайской оккупации.
Во внешней политике Цзиньтао явно стремится сохранить добрые отношения со США и Россией, но энергично отстаивает притязания Китая на богатые нефтью острова Спратли, оспариваемые почти всеми странами Южно-Китайского моря, и продолжает словесную перепалку с Тайванем, который КНР всегда считали своей территорией.
В 2003 г. богатый природными ресурсами Китай продолжает переживать экономический бум. Многие эксперты пророчат ему ведущую роль в мире уже через несколько десятков лет.
http://manger.ru/vsem/ch20.htm Примечателен момент, после падения марионеточного режима императора Пу И, одну оппозицию в стране в лице Чан Кайши поддерживал капиталитический Запад, США, другую оппозицию в лице Мао Цзэдуна поддерживал коммунистический СССР.