О творчестве рязанского художника М. А. Преснякова Текст: И.И. Магер
Максимильян Анатольевич Пресняков родился в 1968 году во Владивостоке. Окончил художественную школу в Витебске, живописно-педагогическое отделение Рязанского художественного училища (1987), МГХА имени В. И. Сурикова (мастерская искусства книги, 1996). Оформил ряд книг, изданных в Москве и Рязани. Участник свыше 100 областных, всероссийских и международных выставок (с 1990 года), неоднократно выставлялся персонально, в том числе и за рубежом. Произведения находятся в музеях и частных коллекциях в России и других странах. Автор учебного пособия по предмету «Перспектива», автор-составитель пособия «О композиции», участник реконструкции Музея дикой природы в Окском государственном заповедике, где создал заново и реконструировал ряд масляных диорам. Работает в живописи и графике. Лауреат и дипломант конкурсов, проходивших в Рязани, преподаватель отделения графики Рязанского лицея искусств, один из организаторов художественной галереи-клуба при Рязанской областной юношеской библиотеке. Кроме живописи, увлекается музыкальным и литературным творчеством.
В изобразительном творчестве Преснякова сложилось несколько линий. Это, в частности, «славянский цикл», состоящий из серий иллюстраций к книгам по славянской мифологии (многие из них изданы), а также самостоятельных графических серий и отдельных работ, выполненных в графических техниках и в технике масляной живописи; это, далее, акварельные и масляные пленэрные этюды; натюрморты, многие из которых, кроме пластической, несут в себе и смысловую нагрузку и выполнены в основном в технике масляной живописи; работы на тему космоса и стихий; пейзажи, выполненные на бумаге и холсте; произведения в технике тушь-перо - как натурные, так и образные; что-то вроде коллекции философских и символических работ; серии иллюстраций на тему сказок и музыкальных композиций... Живописная подготовка в художественном училище, графическая школа в институте, большое количество разноплановых идей порождает это техническое и стилистическое разнообразие, что, однако, лишь подчеркивает образный строй и нисколько не «размывает» характерный пресняковский творческий почерк.
В 2003 году в результате пожара сгорело помещение, в котором хранилось значительное количество работ художника. Практически полностью был уничтожен космический цикл, почти все масляные пейзажные холсты по мотивам поездок, несколько портретов, множество этюдов в технике масляной живописи, созданных с 1985 по 2003 год, ряд отдельных символических серий и холстов (всего около ста полотен, не считая графических листов и этюдов). То, что уцелело, требует реставрации. О некоторых утраченных работах теперь можно судить лишь по любительским фотографиям, сделанным самим Пресняковым. Художественная школа в Витебске, художественное училище в Рязани, Суриковский институт в Москве: за спиной четырнадцать лет профессиональной учебы и десятилетие преподавательской деятельности, а Максимильян Анатольевич считает, что путь только начат и самое значительное еще впереди. Задумано гораздо больше, чем сделано. «Мне, - говорит он, - часто задают вопрос: «Откуда берутся идеи тех или иных картин, рисунков, чему вообще служит Ваша художественная деятельность?» Идеи берутся из разных источников: одни являются итогом прямых наблюдений жизни, другие рождаются в процессе наблюдения за жизнью души (если взгляд обретает осмысленность и внимание, он всегда может для себя найти что-то ценное), третьи являются сами, спонтанно, как незваные гости, и сразу захватывают эмоционально, четвертые строятся планомерно и последовательно как замок - от первого камня фундамента до флюгера; главное, чтобы во всем было внутреннее наполнение наряду с формой (каждая форма претендует на свое средство выражения). С точки зрения повседневной жизни художественная деятельность может органично увязывать быт, ремесло, жизнь души и материальные потребности, сочетать логику с чувствами, быть близкой сразу и к городскому модернизму, и к природе, сплавлять материальное и духовное, одновременно являться и бременем, и «лекарством от смерти». Иными словами, в храме искусства возможно все».
Еще иллюстрации