Тайна "Триколiча"

Apr 14, 2018 20:25

В конце девяностых попали ко мне случайно несколько дореволюционных книжек. Запойный знакомый продавал целую стопку, я и купил кое-что. «Белый клык» Джека Лондона изд-ва Сытина, два номера «Нивы» и том Записок Русского Географического Общества. "Ниву" я кому-то позже тоже то ли продал, то ли подарил по пьяному делу, не помню. А Лондон и Записки каким-то чудом не потерялись, до сих пор у меня на полке стоят. Сегодня зашёл разговор про этимологию слова «хвощ», и вспомнил я работу, читанную мною когда-то в этих самых «Записках»
(Записки Императорскаго Русскаго Географическаго Общества по отделенiю этнографiи. Т. 32, ч. II. подъ редакцiею д.ч. Н. И. Веселовскаго. С-Петербургъ, 1907 г.)
Том посвящён изучению элементов древних языческих культов в обрядовых практиках русского народа. Статья, про которую я говорю, называется «Триколiч» (стр. 114-178), написали её некие Н. Крамеръ и Ф. Ойвазовскiй. Помню, когда впервые книжку эту открыл, сразу зацепился глаз за название, у меня есть несколько знакомых с фамилией Триколич (Tricolici), с ударением на последнем слоге. Но тут , очевидно следует делать ударение на втором. Ну и фамилия Ойвазовский показалась смешной, да.
В статье говорится о наблюдении ими в некоторых местах Вятской, Воронежской и Тамбовской губерний странного обряда, унаследованного очевидно с языческих времён, но имеющего существенные отличия от общеизвестных славянских традиций. Также авторы ссылаются на отчёты земских этнографических экспедиций в нескольких областях запада и юго-запада Российской Империи, в которых упоминается нечто подобное. Ойвазовский и Крамер определяют этот феномен как «Триколичскую триаду». Суть обычая состоит в том, что в некоем достаточно удалённом от жилья месте вбиваются в землю вертикально три кола различной длины и формы, образующих таким образом на утоптанной площадке равносторонний треугольник со стороною около трёх аршин. По всей видимости, это своеобразное капище, то есть каждый из трёх колов - это какое-то божество, поскольку известно, что каждый имеет определённое имя. Практически во всех изученных случаях эти имена совпадают. Любопытно, что ни одно из этих имён не фигурирует в общеизвестном славянском пантеоне. А между тем ареал явления достаточно широк.
Кстати, среди мест, где его наблюдали, есть и село Николаевка Оргеевского уезда Бессарабской губернии. Что ж, ничего удивительного. по-моему. Есть многочисленные исторические документы, свидетельствующие об оседлом и долговременном проживании в раннем Средневековье по меньшей мере двух славянских племён на территории современной Молдавии: тиверцев и уголичей (уличей). В «Повести временных лет» упоминается тиверское селение Пересечино близ Днестра. Рядом с этим Песресечином я теперь живу. Село Николаевка Оргеевского уезда тоже есть и поныне, называется Neculaeuca, только оно сейчас, кажется, не в Оргеевском, а в Каларашском районе. Но это рядом. От него до Пересечина по прямой - километров 12-15 не больше.
Впрочем, я отвлёкся. Да, Крамер и Ойвазовский называют вышеупомянутые три кола капищем, и достаточно убедительно, на мой дилетантский взгляд, аргументируют. По обычаю, человек должен был стать в «триколич» или «триколыч» - ровно посредине и попросить помощи. Божества (Или одно триединое божество, авторы рассматривают обе версии) триколича якобы должны были даровать просящему защиту от злого человека, счастье в любви и удачу в хозяйстве.
Колы, как я уже говорил, все разные. Один - толщиной примерно в руку взрослого мужины и высотой в две сажени (ок. 4-х м.) Верхушка была заострена, к ней привязывался пук мочала. Назывался он «Хвощ». Тут авторы делают отступление и ссылаются на исследование неких лингвистов Финкеля и Паперного, в котором утверждается, что к происхождению слова «хвощ» не имеют отношения ни хвост, ни хворост, ни хвоя. Финкель и Паперный, в свою очередь, ссылаются на Д. Яворницкого, в частности на его работу «Хвiшчi й загиркi характэрникiв». По мнению Яворницкого, с которым соглашаются Финкель и Паперный, «хвош» («хвiшч») - это слово из тайного жреческого лексикона и означает буквально «колдовской огонь». Про характерников я и раньше читал, доступной информации много. Про тайный жреческий язык, правда, раньше не слыхал, но полагаю что это вполне в их духе, судя по тому, что о них известно.
Между прочим, полагаю, любой из читающих это хоть раз да видал в лицо упоминаемого Яворницкого. Это очень известный историк, археолог и этнограф, но более всего он запомнился тем, что позировал Репину для писаря в «Запорожцах».
Но опять отвлёкся, прошу прощенья…
Так вот, Крамер и Ойвазовский соглашаются со значением «огонь», сравнивая мочало на колу с бунчуком на копье, который, как известно также символизировал пламя.
И снова отвлекусь. Далеко не всё в этой статье показалось мне убедительным. Даже странно было, что в таком солидном издании как «Записки…» опубликовали подобные фантазии. Например, совершенно фантастическая какая-то гипотеза авторов о ведических истоках культа. Вообще, в статье отчётливо чувствуется налёт модного тогда мистицизма. Как это знакомо! Весь этот вот наукообразный мистицизм для домохозяек в когда-то серьёзных изданиях…. Однако про «хвощ - огонь», мне показалось, повторяю, вполне убедительным.
Осталось только рассказать про другие два компонента триады. Второй кол был вдвое короче первого и настолько же примерно толще, обязательно с несколькими необрубленными сучками, к которым цеплялись обрывки ткани или шкур, пакля, бечева и т. п. Верхушка ровно спилена или стёсана, на неё устанавливался большой плоский камень. Назывался это кол «Плющ».
Третий, как пишут авторы «…скорее не колъ, а палка, кривая и тонкая», назывался «Дрищ».

резвлюсь

Previous post Next post
Up