Из книги Герберта Уэллса, побывавшего к Кремле 6.10.1920
Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех
"утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и
промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром.
...
- И вы возьметесь за все это с вашими мужиками, крепко сидящими на земле?
...
- Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время, - ответил он.
В следующий раз Уэллс приехал через четырнадцать лет, в 1934, когда городское население почти полностью умело читать и писать, а само государство стало индустриально развитой державой.