Кроме МКАДа вокруг Москвы есть еще два кольца: малое на удалении 46 км от центра и большое на удалении 80 км. В просторечии большая и малая бетонка. Бетонка так как до 80-90 х годов представляла собой дорогу из бетонных плит способных выдерживать вес ракетовозов. А построили их в конце 50-х вместе с системой ПВО обороны Москвы. На большом кольце разместили 34 ЗРК С-25, на малом 22. Ни одна "муха" не могла бы беспрепятственно пролететь к столице. Позднее комплексы были модернизированы до С-300. В 90-х все позиции расформировали, где то точки до сих пор используют военные под другие нужды, где то они превратились в СНТ и ИЖС, а часть просто заброшены, как эта, на которую я случайно попал.
Основная территория это неплохие дороги из бетонных плит проложенные в лесу, местами почти заросшие и совершенно голые подземные и полуподземные сооружения.
К самим сооружениям подъехать мешают многочисленнее раскопки, которые проводили любители черных и цветных металлов. Пытаясь выглядеть как джип и пробираясь через заросли напрямую спугнул двух грибников.
Сам гарнизон жилой
В нем ещё можно встретить артефакты 60-х
И даже таких советских монстров, судя по состоянию экскаватор либо подготовили на продажу либо он находится в руках любящего хозяина.
Рядом есть живописный и безлюдный карьер, можно и пообедать спокойно
Город Орехово-Зуево богат на подобные памятники, вот легендарная пожарка на базе стотридцатого зила
А отдел ГИБДД поставил себе волгу
На территории железнодорожного техникума стоит старая двухосная платформа
Морозовская водонапорная башня 1896 года постройки. Орехово-Зуево - один из старейших в России центров текстильной промышленности, которая развита с 18 века, с начала деятельности предпринимателей Морозовых. Основатель династии Морозовых - Савва Васильевич Морозов положил основание Никольской (Орехово-Зуево) хлопчатобумажной мануфактуре «С. Морозова сын и Ко». На башне были часы, работали они до 1977 года пока не случился пожар. До 2012 года в башне располагались коммунальщики, с тех пор она заброшена.
В том же районе есть деревня Кудыкино, прикол в том что соседняя деревня называется Гора:
Вот только горы нам нет. Говорят отсюда и пошло выражение "на кудыкину гору"
В деревне "Гора" есть церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в конце 19 века на средства фабриканта Смирнова. По итогу в подвале церкви был сделан их семейный склеп. В советское время церковь использовалась как зернохронилище.
Еще один город на большом кольце - Ликино-Дулёво, тут производили один из самых известных автобусов советского союза - ЛиАЗ-677. Собственно ему и поставлен памятник.
Старое заводоуправление, еще до начала производства автобусов (изначально он вообще занимался древесиной).
Оставляю восточную часть большого кольца и направляюсь назад в сторону Москвы. Мне очень нравятся топонимы на Дальнем Востоке: Вампауши, Амгу, Ханси, Тадуши, Дада, Лиан, Менгон и много еще интересных названий. Тут же у меня мурашки по коже когда я слышу: город Электросталь, Электроугли, Электрогорск, поселок Мосренген, Электроизолятор, улица Газопровод... Кстати о поселке Электроизолятор, есть такой вид русской народной росписи называемый Гжель - издревле этим занимался обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст», все на восточном направлении. Всё дело в отменных глинах которые можно добыть в этих местах. В 19 веке производство укрупнилось уже в серьезные фабрики, а в 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Вот собственно завод делал фарфоровые изоляторы и поселок назвали ничтоже сумняйшейся просто - Электроизолятор. Сейчас изоляторы везут с Китая, а вот фарфоровую посуду в росписи Гжель еще можно купить, на этом "кусту" полно минизаводиков и сувенирных лавок.
Подъезжаю поближе к Москве, в усадебный комплекс подмосковного села Быково, рядом с городом Жуковским. Комплекс построен по проектам архитекторов Василия Баженова, Матвея Казакова и Бернара Симона. Усадьба сменила несколько владельцев из знаменитых российских фамилий. Первым владельцем земель был род Воронцовых, после того, как во второй половине 18 века они попали в опалу, всё перешло Измайловым. Считается что именно тогда, и именно под руководством архитектора Баженова, началось строительство каменных зданий. Позже достраивал комплекс Казаков. В 19 веке усадьба опять перешла Воронцовым и они решили реконструировать комплекс под руководством архитектора Симона, собственно это была последняя реконструкция которая дошла до наших дней. В советское время тут был туберкулезный санаторий, сейчас просто всё полузаброшено.
Герб Воронцовых-Дашковых: щит, в верхней части которого расположены ангелы и пушки - геральдические символы князей Дашковых, в нижней части - лилии и розы, символика фамилии Воронцовых. В основании герба на латыни написан девиз семьи: «Semper immota fides», в русском переводе - «Верность всегда непоколебима»
Ротонда на острове в пруду. Моста на остров нет поэтому попасть на неё можно только зимой. Специалисты утверждают что это единственная постройка комплекса по проекту Баженова сохранившаяся в оригинале.
Почти у самой Москвы можно взглянуть на еще одну историческую достопримечательность, как её называют в народе: "остатки акведука".
По факту совершенно непонятное сооружение. По клейму можно определить примерный год - Пелагея Милованова продолжила производить кирпичи сразу после смерти своего мужа в 1890 году. Кстати тут же неподалеку, в Кучино. Естественно ставила уже свое клеймо. Умерла она в 1916, а после революции завод прикрыли. Местность на которой стоит сооружение принадлежала с 1827 Зинаиде Сергеевне Дивовой - внучки фельдмаршала екатерининской эпохи П.А. Румянцева-Задунайского. У неё было образцовое крестьянское хозяйство, но в 50-х она продает имение. После еще одной перепродажи имение достается Ивану Шаховскому, который в 1910 продал территорию под строительство канализационных сооружений. Вероятно, после 1910 года в бывшем имении и появилась кирпичная постройка для сброса нечистот из московской канализации, работавшая по типу акведука. В начале 1960 годов, когда была построена Курьяновская станция очистки, валы срыли и только акведуки остались.
А это уже остатки усадьбы Дивовой, так ли это на самом деле, но каменная кладка явно дает понять что постройка не 20-века. Как гласит история, после продажи земли Шаховским, здания усадьбы не сносили, а сильно перестроили. До начала реставрации это был просто оштукатуренный двухэтажный дом. Но дальше расчистки реставрационные работы пока не двигаются.