Строительство №15 - по следам Батманова и Беридзе

Oct 23, 2018 19:27



Это была самая спонтанная поездка за все время, которое я помню, Иван позвонил мне в четверг в районе трёх часов дня и предложил:

- А погнали завтра в Лазарев?

- А погнали!

И вот в пятницу ранним утром мы уже гудели Борисом Федоровичем по асфальту в направлении самого узкого места между материком и островом Сахалин.



Ехали как всегда не спеша, 80 км/ч, у УАЗа есть проблема с вибрацией кардана, надо балансировать, специалистов в Хабаровске нет. В разговорах быстро пролетели 350 км до Селихино, кончался асфальт и началось, впереди 400 км очень плохого грейдера.







В этот раз кроме вечной стиральной доски вдоль горы Шаман, той что выситься сразу после поселка Решающий добавился убитый участок до Ягодного и Циммермановки. Кстати сколько раз проезжал, все было интересно, откуда поселок получил столь интересное название. Сейчас вот погуглил, оказывается 1859 году тут была построена почтовая станция, а строил её, а после был начальником унтер-офицер Абрам Григорьевич Циммерман.






В общем не доехали мы в этот день до Лазарева, встали на ночевку в Де-Кастри на берегу бухты Лаперуза. На улице уже десятый час, зусман страшный. Сварили похлебку из кортохи и тушенки, запили полувзросликом и спать - утро вечера мудренее.









На утро стукнул минус, все замерзло. Иван взял бензиновый примус и мы быстро вскипятили чаек и заварили овсянки, на газу бы пришлось помучиться. Еще я заметил, что мой спальник по всей видимости уже слежался, раньше я в нем спал при -15, сейчас от силы был -1, но ощущения как будто все те же -15. А может это я похудел.



Выехали в 10 утра и только свернули на дорогу до Лазарева стало понятно что заночевать там не выйдет









Дорога местами как после Решающего, а иногда напоминает лесную с большими лужами фиг его знает какой глубины. Где бы можно разогнаться мы не нашли. Трафик практически нулевой, три машины за все время и то две из них между поселками Нигирь и Лазарево.



Река Нигирь



Вот такие "рябчики" не пуганные бродят по дороге, при приближении машины лениво смещаются к обочине. Местные их долбят просто палками, даже ружья говорят не надо.



В дороге Иван предложил послушать аудиокнигу, он всегда в дальних дорогах их включает, говорит нравиться. Попробовали, очень интересный я скажу вам опыт, правда полностью отслеживать сюжет бывает тяжело.






Самое узкое место в проливе, до Сахалина 8 км










Кстати о книгах, вы уже заметили что в названии этого поста значатся две фамилии, это герои романа Василия Ажаева «Далеко от Москвы». Роман был основан на подлинных событиях, связанных со строительством первой очереди нефтепровода Оха - Комсомольск-на-Амуре в период 1942 года и мы как раз двигались вдоль этой нитки.

…Обстановка в то время сложилась такая, фашист угрожал кавказкой нефти, а сахалинская нефть была заперта на острове в зимний период. А зима в этих краях полгода, вот и сказал товарищ Сталин нужно построить нефтепровод. За один год. Сложность заключалась в том что раньше здесь ничего подобного не сооружали, у специалистов не было опыта, а ведь труба должна была пройти через десятки рек, через тайгу, через болота и мари. И главное на пути строителей стоял Пролив Невельского. И проект сделанный до войны предполагал произвести все эти работы за три года…




Описанный в книге начальник стройки Батманов, это на самом деле Василий Арсентьевич Барабанов, начальник Нижне-Амурского Управления исправительно-трудовых лагерей НКВД. Сейчас все мы понимаем силами кого был построен это нефтепровод, тысячи заключенных трудилось на его строительстве. В книге Ажаева этот момент был мягко говоря упущен и про заключенных упоминалось только слегка. Конечно, о том, чтобы опубликовать эту правду в 1948 году, просто-напросто не могло быть и речи. Хотя о самом Барабанове отзывались хорошо, говорят он стремился обеспечивать выполнение планов строительства не ценой жизней заключенных, а путём улучшения условий их труда и содержания, и когда он умер в 1964 году на похоронах было очень много людей, в том числе, и бывших заключённых.




Главный инженер стройки Беридзе был написан с Георгия Давыдовича Чхеидзе, о нем упоминается немного: в 30-х был направлен в качестве начальника экспедиции на строительство БАМа, а после назначен главным инженером строительства нефтепровода с острова Сахалин, после им был построены нефтепровод Астрахань-Саратов, более 600 км железно-дорожных путей на Дальнем Востоке и Заполярье, принимал участие в строительстве двух нефтеперерабатывающих заводов в Орске и Омске, построил много жилых кварталов в Комсомольске на Амуре, Орске, Омске и Москве.




Людей на строительстве нефтепровода было задействовано более 10 тысяч. Протяженность нефтепровода составила 368 км. Девять километров системы пролегли по дну Татарского пролива - был применен способ свободного погружения заполненного водой трубопровода со льда. Это был первый опыт отечественных строителей по прокладке подводных трубопроводов, для подводных работ привлекли водолазов ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения).

Трубы были не большие, диаметр всего 325 мм, но покупались они в Америке за золото. Несмотря на ручной труд качество работ было очень высоко: коррозию усердно счищали и выполняли сварку, после изолировщики наносили слой битума, слой джута и еще раз покрывали битумом. В октябре 1942 года все работы были выполнены и нефть побежала по трубе. Трубопровод первой очереди прослужил 40 лет, срез трубы можно увидеть в краеведческом музее им. Гродекова, новый нефтепровод, построенный в конце 70-х не продержался и 20-и.




Туда мы ехали 5 часов, обратно нашли где срезать и выиграли час, в целом опять в Де-Кастри были в восемь. И всего каких-то 100 км, но состояние просто ужасное, на заглавной фотографии хорошо видно полотно все в лужах и ямах и небольшой ровный кусочек где мотоциклист смог слегка разогнаться. Кстати шлейф за ним это не сколько пыль, сколько дым из его выхлопной трубы.



Заночевали на прежнем месте, сготовили большую яичницу из 10 яиц на двоих. А утром поехали домой, 650 км, 14 часов и мы опять в Хабаровске






Поездки и походы, Природа, Де-Кастри, автопутешествия, история, Хабаровский край, Животные

Previous post Next post
Up