Заброшенный маяк на краю света...

Jul 24, 2016 19:12



Маяк Меншикова был предназначен для обеспечения мореплавания в северной части Амурского лимана по фарватеру Невельского и на подходе к Амурскому лиману с севера со стороны Сахалинского залива. Маяк стоит на мысе Меньшикова, отсюда собственно и его название, мыс весь порос лесом так что с моря видно только само фонарное сооружение…




Мыс Меншикова впервые был описан в 1849 году экспедицией на военном парусном транспорте «Байкал» под командованием капитан - лейтенанта Геннадия Ивановича Невельского и назван им в честь начальника главного морского штаба адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова. В 1900 на мысе был поставлен деревянный навигационный знак.

В конце 30-х сюда пришли военные строители и к осени 1940 между мысом Орке и Меньшикова была возведена береговая артиллерийская батарея № 953. Было сделано четыре орудийных дворика для 130-мм пушек Б-13, два пореба, КП, прожекторная, ДЭС, казармы, хлебопекарня и баня. В этот же период на мыс протянули телеграфную линию. Это была самая северная батарея в Хабаровском крае, дальше только Магадан и Камчатка.

В 1944 году для обеспечения морских перевозок по ленд-лизу из США и Канады был построен маяк Меншикова. Это была деревянная башня на верхней площадки которой был установлен вращающийся прожектор.

В 1950 году начали реконструкцию маяка и 1952 году была сдана в эксплуатацию существующая до сих пор коническая бутобетонная башня, вместо фонарного сооружения на верхней площадке временно был установлен снятый с прежней деревянной башни прожектор. Одновременно построили и другие здания городка: дизельную, 2-х квартирный дом, баню, склады. В 1955 году на верхней площадке башни маяка было установлено фонарное сооружение.




Добраться до мыса в летний период можно тремя путями. Первый это проехать 50 км на вездеходе или пешком по старой телеграфной просеке. Поговаривают, что во времена жизни береговой батареи через болота была проложена гать. Второй это моторной лодкой по воде из ближайшего населенного пункта до которого есть дорога. Таковым тут является Озерпах - старинный рыбацкий посёлок. Третий это вертолет, но это для малоимущих.

Когда мы только прорабатывали план экспедиции то рабочим вариантом был авто-пеший путь, выяснилось что дорога проезжая, но не до конца, минимум 25 км в одну сторону пешком. Да и маяк мы думали еще рабочий. А потом буквально за пару недель до выезда пришла новость что маяк заброшен и есть вариант с лодкой…

Катер «Амур» с 90-сильным хондовским мотором да с семерыми хлопцами на борту развивает около 40 км/ч. Однако надо быть аккуратным, амурский лиман тут очень мелкий, судоходный канал очень узкий. В основном это глубины меньше метра и подойти нормально к бухте между мысом Орке и Гитвах можно только в прилив. В остальное время в тихую погоду на шлюпке от острова Байдукова, расположенного в расстоянии 4 км от маяка через залив Счастья, где раньше находился рыбокомбинат и в его посёлке были магазины, почтовое отделение и больница. Легенда гласит что именно с Байдукова красную икру доставляли в Москву первым лицам - рыба то тут еще не побитая. Теперь посёлок покинут.

Как уже упоминалось ранее ближайшее место для высадки с моря что бы попасть на мыс это бухта между мысом Орке и Гитвах. Сюда же подходит грунтовая дорога, когда-то отсыпанная щебнем, но ныне заросшая и проходимая лишь на квадроцикле.




Тут в бухте стоит небольшая теплушка сделанная из автомобильного кунга и маячный ЗиЛ. Облицовка "морды" и еще один двигатель лежит рядом заросший в траве, не задерживаемся, идем дальше по дороге на гору Мнгашь.




На развилке встречает здание дизельной электростанции которую построили в 40-м для бетареи.




Пусть вас не смущают новые окна, это рыбаки жили тут когда горбушу долбили, потом одного укусил клещ энцефалитный и они все уехали...




За зданием есть бассейн. Это для охлаждения дизелей, вместо радиатора - вода насосом поступает в двигатель из бассейна и потом в него же и сливается.




Первым делом наш проводник показывает нам погреба боезапаса, на одних решетках еще сохранились замки.




Патриотические надписи, эта батарея очень богата на них




Икра







Штабельный ярлык на фугасные снаряды, янваврь 1961!




Дверь второго погреба закрыта, так что его содержимое осталось тайной







Со спутника расположение батареи не видно, все заросло плотно лесом, пришлось попотеть что бы все найти...







Есть тут пару мест с каменными осыпями, они отмечены на карте, отсюда хороший вид на остов Байдуков и Малый Лангр. Да и это не грязь на матрице, это три жирных комара...




КНП батареи



















Сохран по оборудованию очень плохой, видимо сказалось близость с маяком




А вот и сам маяк







Силовая маяка







Аккумуляторная, 56 аккумуляторов, судя по погребку смотрителя эти банки чудно идут для засолки огурцов...




Система точного времени



















Склад маячного имущества и продовольствия







Вспоминается квест из фалаута где надо было найти лампочку для маяка=)




























Дом смотрителя, тут мы прятались от комаров на время обеда













Вагончик рядом со зданием маяка, не то радиостанция не то радиомаяк...




А это электростанция на базе двигателя Л-3/2, такие ставили в 30-х на военных объектах в качестве источника электричества.




Перед закрытием маяк пытались ремонтировать, он стоял весь в строительных лесах. Леса растащили как деловую древесину после закрытия...







Баллоны с ацетиленом для питания маяка-дублера и остатки умформеров










Маяк в очень плохом состоянии, деревянные конструкции прогнили, бетон рассыпается в песок...







Ацетиленовый маяк-дублер













Маяк Меншикова относился к маякам с тяжёлыми условиями труда и быта. Его последний смотритель умер спустя пару лет после закрытия маяка...

Информация использованная в описании маяка взята с сайта http://mayaki-sssr.spb.ru - Маяки СССР

Природа, 103 УР, Хабаровский край, Николаевск-на-амуре, диггерство, Поездки и походы, история, техника, abandoned

Previous post Next post
Up