В начале 30-х годов прошлого века дядька Сталин решил основательно "укрепить" берег Дальнего Востока. На тот момент тысячи миль береговой полосы от Чукотки до Владивостока были практически беззащитны, а ведь рядом уже начали шевелиться злые япошки! И развернулось огромное строительство, конечно официального названия "Тихоокеанский вал" не было - были отдельные сектора береговой обороны развернутые в важных точках где неприятель мог бы высадиться и продолжить продвижение в глубь родины...
Цель нашей экспедиции было изучение останков береговой обороны северного побережья приморского края в районе Владимиро-Ольгинской военно-морской базы от устья реки Кема до залива Ольги. Собственно вышеуказанная карта наглядно иллюстрирует путь проделанный нами. Состав экспедиции: Сергей Викторович Киреев - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, государства и права Тихоокеанского государственного университета ну и я - водитель кобылы, по совместительству задавальщик кучи вопросов=) Собственно о кобыле, в связи с сердечным приступом боевой нивы за неделю до вылета коней пришлось менять. Поехали мы на
ПЫЖе, со словами "Это же японец!", а так как по народному поверью японцы не ломаются то и предварительной подготовки он не требует. Единственное пришлось пересмотреть список шмурдяка и повыкидывать кучу буржуйского и ненужного. Ну зачем нам спрашивается стол и стулья? Вот так взяли и поехали в пятницу вечером. У нас как раз на пике сезон мошки и что бы пописать на обочине есть только три минуты. К полуночи добрались до Дальнереченска, гостинок в нем немного, все отвратительно-обдирательные и только решили было заночевать в чистом поле как хорошие люди нам открыли секрет - на вокзале есть комнаты отдыха. Это типа гостиница, но прям на вокзале короче.
Ну РЖД неожиданно обрадовало: приятные сотрудники, всего за 470 рублей шикарный номер с плазмой, окно с видом на твой автомобиль и все это под охраной кучи сотрудников правопорядка (вокзал жеш). Ну да, есть один минус - туалет на улице=)
Рано утром стартанули и погнали, правда дернул черт воспользоваться дорогой Дальнереченск - Уборка. Она конечно срезает немного, но в тот же момент на ней в большинстве отсутствует асфальт. Ехать сразу на Пластун через Мельничное не рискнули, точных данных о дороге мы так и не получили, а встать на полпути из за смытого моста не хотелось. На фото кстати не дым, а туман.
Добрались до Рудной Пристани, помыли ручки и почесали в падь Бедняка
Тут на южном мысу бухты Клоково расположилась береговая батарея № 958. Это относительно свежая батарея конца 40-х, тут уже изначально ставилась пушки Б-13. Батарея имеет свою собственную силовую для снабжения объектов электричеством и сжатым воздухом.
Погреб батареи
Вторая ночевка была тут же в пади Бедняка, кстати названа она в честь самого бедного из белорусских переселенцев - Клокова, это было еще в начале 20 века. Ну мы тоже поели победняцки...
С утра взяли курс на Малую Кему, тут уже в большинстве преобладала грунтовка. Местами плохая грунтовка. Последняя заправка есть в поселке Терней, от него уже автономный крюк в 114 км до самого поселка. Собственно как оказалось канистру брали зря, но бак конечно все равно маловат.
Дороги там местами не очень=)
Тут по обоим сторонам реки Кема должны были построить две батареи, они необходимы были для прекрытия военного аэродрома в поселке Великая Кема. Батареи предполагались уже современного типа с подземной потерной соединяющей орудиные дворики, но это уже было перед войной и закончить стройку не получилось. В последствии часть объектов было подорвано (ликвидировано), зачем?, а пес знает этих военных.
Серега стоит на орудийном дворике
Так мы и заночевали на батареи, о чем собственно пожалели, итить там мокреца было, аж жуть. Утром предприняли попытку добраться до поселка Великая Кема что бы осмотреть вторую батарею.
Бухта Штормовая (Такема), тут полчища рыбаков, река то нерестовая...
Готовимся к преодолению брода
Михаил Потапыч тоже за рыбкой=)
В Кеме было три рукава, первые два мы преодолели...
А вот основное русло взять не удалось, там и Уралу по крылья. Пока искали варианты наткнулись только на одного адекватного местного жителя, он нам и сказал что мы попали на спуск, река еще неделю будет высокой - пешком не пройдешь. Все остальные местные были какие-то обкуренные и даже за деньги не хотели нас переправить... видимо на том берегу у них плантации конопли, не иначе...
В Малой Кеме есть действующая погранзастава
Все заборы из аэродромного покрытия, вот куда джиперам надо ехать за сендтраками=) Видимо сказывается прошлое этих мест, ведь аэродром тут был именно грунтовой.
И поехали мы дальше...
Заночевали в бухте Озера, названной видимо в честь многочисленных озер расположенных на берегу.
Кстати к вопросу о том как я спал, спал в ПЫЖе, и при своих 190 весьма комфортно. Там просто ноги под панель очень хорошо влазят=)
Село Богополь, храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Бухта Зеркальная (Тадуши)
Береговая батарея № 957, она почти одинаковая с Клоковской, но наполовину не достроена: дворики все есть, но нет одного погреба, КП временный, о силовой даже мечтать не приходиться.
Датировка на фронтоне погреба, в аккурат перед войной...
Змей там много, любят они полежать на бетоне
К вечеру добрались до полуострова Балюзек и его береговой батареи № 910
Старая батарея, еще под 152-мм пушки Канэ. Позже была модернизирована под Б-13. Батарея очень сильно пострадала от мародеров: полностью уничтожены погреб, силовая, начата разборка газоубежища. Орудийные дворики разбиты.
Вид с полуострова Балюзек на полуостров Ватовского
Штука в лесу неподалеку от маяка, старинная судя по всему, интересно для чего...
Маяк Балюзек
Найди фотоаппарат=)
Преимущество маленьких жипиков=)
Это мы уже на пути к батареи №531, вышло солнышко, стало припекать...
Тут были установлены маленькие 100-мм пушки Б-24, это такие как на подводных лодках времен ВОВ
Несмотря на размер пушек КП тут солидный
Погребок маленький, но чистый, сказывается отдаленность от жилья.
Балюзнек и Ватовского в приближении 105 мм объектива
Красиво же тут, а я пока сушу носки:
Вечером добрались до Норд-Оста и встали на ночевку около торпедохранилищ. Вырубленные в скале еще до войны они служили для хранения торпед для торпедных катеров базирующихся в этом поселке (так говорят знающие).
Первый пристрелочный кадр и у меня ломается спусковой тросик... доброй ночи=)
ПРОДОЛЖЕНИЕ