Сталь и бетон на Амуре - Усть-Сунгарийский укрепрайон

May 04, 2014 22:27




Река Амур всегда была важной транспортной артерией на Дальнем Востоке и естественно требовала надежной обороны. Особенно когда в начале 30-х японские самураи начали шевелиться на китайской территории высшая верховная власть страны приняла решение об укреплении собственных позиций около государственной границы. Естественно возвести сплошную линию обороны по все территории границы невозможно, но это и не нужно. У нас на Дальнем Востоке где в большинстве необжитые и труднопроходимые территории произвести высадку десанта и вести боевые действия можно только в наиболее освоенных приграничных территориях. Поэтому достаточно прикрыть основные районы и наиболее уязвимые места.

После первой мировой войны советские военные инженеры уже имели достаточный опыт в строительстве долговременных боевых укреплений. Было ясно что крупные крепости и форты стали малоэффективны и ставка была сделана на небольшие точечные сооружения. Равномерно распределенные в самых стратегически выгодных местах и замаскированы они и должны были стать преградой на пути неприятеля. Основную часть бетонных работ на строительстве сооружений в новых укрепленных районах выполнили в 1933 г.

Что бы злобный самурай не смог выйти из реки Сунгари и двинутся по Амуру, а так же десантироваться на берег в районе села Ленинское (ранее Михайло-Семеновское, Блюхерово) был запроектирован, а затем и построен Усть-Сунгарийский укрепленный район (102-й укрепленный район). УР занимал 35 км по фронту на против устья Сунгари и насчитывал 47 пулеметных ДОТов, 1 ДОТ совмещенный с АНП, 6 ОРПК и 7 КНП. Так же упоминается что помимо обычных для сухопутных укрепрайонов казематированных сооружений в Усть-Сунгарийском укрепленном районе поставили две береговые стационарные батареи на четыре 152-мм пушки Канэ каждая. В 1935-36 гг. тут был построен железобетонный командный пункт предназначенный для коменданта укрепрайона.

С развитием военной индустрии, нового в том числе атомного оружия актуальность данных сооружений падала. По причине известной русской хозяйственности сооружения требовали постоянной охраны, что было дорого ведь располагались они порой в отдаленных труднопроходимых местах. Итог один, на данный момент большинство подобных соружений находится в плачевном состоянии. Металлисты повыковыривали из них все внутренности, а оставшиеся бетонные помещения люди приспособили в качестве сортира. И только в особо труднодоступных местах сейчас удается как раньше оно было то...




Итак, в пятницу верером после трудового дня мы с корефаном отправляемся ЕАО что бы попытатся обнаружить и осмотреть то что осталось от 102-го укрепленного района. В качестве трансфера у нас дебют - ВАЗ-2121 "НИВА", ей предстояли серьезные испытания по итогу которых я должен был сделать выводы на что она способна и что ей необходимо.

При остановке справить нужду около Смидовичей насмерть чуть не сожрали комары. Первая неисправность вылезла когда мы проехали поворот на Биробиджан. От вибрации раскрутились три винта крепления замка водительской двери. Дверь перестала нормально функционировать=) Винты с потайной головкой, хорошо что один мне удалось найти, он и держал замок всю оставшуюся дорогу=) На ночевку встали на берегу реки Биры, в удаленном от цивилизации месте благо внедорожные способности нивы позволяли. Комаров не было, их сдувал легкий ветерок...






Завтрак туриста на Бире, в дошираке химикалии понажористей=)




До Надеждинского приятная асфальтированная дорога, красивая местность. От Надеждинского до Ленинска по карте тоже асфальтированная дорога, но на деле оказывается полной "Ж"! Там не то что асфальта, там даже гравийка присутствует только местами. Нам повезло что до этого была засуха. На встечу попаласть только... нива, удивительно но нив там очень много, а вот уазиков за всю поездку встретели только три...



Начиная от Надеждинского часто начинают попадатся СПСы. Где то тут забарахлил карбюратор...




Кстати данный участок дороги есть не что иное как кусок старого почтового тракта Хабаровск - Благовещенск, Амурская "Колесуха". Строилась силами крестьян, солдат и ссыльных каторжан с 1898 по 1910 г. Она шла от Волочаевки по болотам вдоль Амура на Надеждинское, Чурки, Бабстово, далее через Хинганский хребет... Дорога просуществовала около 20-ти лет, сейчас большая часть ее заросла, часть используется в качестве КСП, а участок Надеждинское-Чурки может ощутить на себе любой желающий.









Пейзажи в Ленинском районе прекрасны, вид портит дым. Сейчас сезон пожаров, все что то жгут. Первых людей около границы мы увидели... китайской национальности. Я еще подумал а не пересекли ли мы уже случаем границу. Китайцы тут работают в поле, ездят на мопедах. Но потом мы увидели русского мужика с бабой на тракторе и сердце успокоилось=)



Вот и первя находка: ОРПК (орудийный полукапонир) образца 1932 года. Изначально был вооружен двумя 3-дюймовыми пушками обр. 1902 г., но впоследствии подвергся модернизации. Итог модернизации весьма не ясен.






Часть механизма подъема бронезаслонки, судя по всему она демонтирована в ходе модернизации.






С тыла к ОРПК пристроен домик для проживания обслуживающего гарнизона, на боковой части есть следы патриотической надписи.



Фундамент для генератора






Орудийная



Корпус настольной керосиновой лампы, возможно еще из 30-х...



На двухсот метровой высоте расположен наблюдательный пункт. Каких усилий стоило его построить в 30-х неизвестно, сюда даже сейчас не всякая техника заедет. Возможно это и спасло его от полного разграбления.



Сохранилась оригинальная решетка тупика



А за ней массивная гермодверь



Внутреннее убранство, есть даже печь буржуйка!



Обгорелые доски это видимо остатки перекрытия крыши, поидее тут должен быть сверху бронеколпак. Но видимо из за проблем с установкой на такой высоте его заменили на кирпичный домик, странно...



Двигаемся по хребту дальше



Тут тоже НП, его даже сразу не приметишь



его выдало вентиляционное отверстие, хотя я даже сначала засомневался. Меня смутили остатки дерева в отверстии, показалось как на остатки столба.



однако спустившись немного по склону нашел вход



Внутри приятно чистенько!



Дальше мы подошли вплотную к границе, вернее граница конечно проходит по Амуру, а это только КСП...



Тут же был замечен ХабКабан, он хотел незаконно пересечь границу!



Вдоль КСП есть как относительно современные СПС (70-х)



так и ДОТы 30-х



ДОТ трехамбразурный, все доты которые нам повстречались были одного типа.



Тут работали металлисты-слоупоки, им потребовалось срезать две двери что бы понять что они деревянные=)









Бронезаслонка амбразуры обороны тупика



Так же была найдены останки предположительно танковых огневых точек построеных примерно в 70-х






Необычный СЖБОТик мне в коллекцию=)















Вот так колеся по полям и ушел весь день...



Это была первая ночь когда я варил что то более полноценное чем лапша, на переднем плане греется пинта доброго эля=)



Еще один ДОТ



На нем надпись: "Сооружение подготовлено для защиты СССР, порча каратся законом!", так раньше пытались остановить мародеров. Непомогло...



Двухэтажный ОРПК образца 1938 года на две 76,2‑мм казематные артиллерийские установки Л-17.









Орудийная



Спуск в подземный этаж, там располагались технические помещения.









Дизельная



Колодец для воды












Старая дизельная электростанция в поселке Унгун












Пользуясь случаем продам поле для гольфа, цены в личку плиз=)









Недействующий аэропорт Биробиджана















За всю экспедицию мы намотали 800 км и благополучно вернулись домой. Пробег показал неплохой внедорожный потенциал, небольшой расход топлива и более герметичный салон (относительно уазика), но надо еще приложить руки...

Хочу поблагодарить svolochus за консультации, ценные сведения и наставления!

Так же пищу для ума брал из историко-фортификационного сборника "КРЕПОСТЬ РОССИЯ", выпуск 2

Памятники, Природа, Ленинский район, Биробиджанский район, диггерство, НИВА, Поездки и походы, ЕАО, автопутешествия, история, abandoned, 102 УР

Previous post Next post
Up