Это будет, к моему сожалению, длинный и довольно-таки злой пост. Несмотря на это, я считаю его очень важным для моих начинающих коллег: я расскажу в нем о некоторых вещах, большинство из которых лишь часть общей картины в моей области деятельности. И сделаю кое-какие выводы. В свое время я писала достаточно лестные посты о фестивале, пришло время показать и другие стороны...
Этот пост я решила разбавить картинками старых советских плакатов по безопасности, онли фор фан, так сказать, чтоб не так все грустно было :)
Итак, как я уже поплакалась в предыдущем посте, прошлой ночью закончился Хуцот ха-Йоцер 2016 - The International Arts and Crafts Festival.
Для израильских рукоделов, которые зарабатывают львиную долю своей выручки на ярмарках, Хуцот - важное мероприятие. Для некоторых - важнейшее в году. Ярмарка продолжается аж 11 дней, на нее приходит уйма народу - как израильтян, так и иностранных туристов: этому способствует сама локация - Хуцот находятся в двух шагах от Яффских ворот Старого Города.
На Хуцот готовятся заранее: еще весной нужно записаться на художественную комиссию. Потом нужно ее пройти. Пройдя отбор, нужно заняться подготовкой товара: среднестатистический израильский рукодел, принимающий участие в ярмарках, делает это раз в неделю. Стало быть, 11 ярмарок подряд равняются примерно трем месяцам рутинной ярмарочной жизни. К тому же, желательно подготовить достойное оформление, запастись упаковкой, запчастями, сопутствующими товарами, визитками и прочей необходимой мелочью.
Я участвую в Хуцот уже четыре года подряд, неизменно проходя этот самый отбор и работая, как проклятая, два месяца до ярмарки и две недели - во время нее (тут слово "проклятая" уже не совсем подходит, гораздо больше мне нравится сравнение с зомби - эдакая творческая нежить...)
За эти четыре года я насмотрелась всякого, и кое-что вам уже рассказывала. А теперь мне хотелось бы рассказать о том, как менялась сама ярмарка, но еще больше - мое отношение к ней, в динамике этих четырех лет. С глобальными выводами.
В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ В ИЕРУСАЛИМЕ
В первый год, когда мой бизнес был весьма зелен, мои украшения были значительно проще и - не побоюсь этого слова - хуже, а я сама еще не разбиралась толком в ярмарочных реалиях, я заработала, как мне тогда думалось, много денег. В то же время, бывалые рукоделы, с которыми я общалась во время ярмарки, были очень недовольны ее итогами. По их словам, раньше было лучше...
- Да вы, по ходу, зажрались, друзья мои, - подумала я, но ничего не сказала вслух. Кислые физиономии конкурентов глядели на меня с сочувствием. - В следующем году я подготовлюсь, и все будет еще лучше, - подытожила я для себя.
На второй год я подготовилась куда лучше, учтя прошлогодний опыт. У меня не было проблем с товаром - на сей раз я наделала достаточно украшений, у меня появилась клевая упаковка, я оформила рабочее место в наилучшем виде, учла все нюансы - и... и заработала примерно на 20% меньше, чем год тому назад.
- По ходу, я была недостаточно хороша, мне, наверное, нужно подумать получше и поработать побольше, - подумала я, но по-прежнему ничего не сказала. Кислые физиономии конкурентов глядели на меня с легким раздражением. - В следующем году я исправлюсь, и все будет лучше, - подытожила я.
На третий год я совершила титанические усилия, пересмотрела ценовую политику, продумала систему скидок, расширила ассортимент и ценовой диапазон, обновила оформление - и... и заработала еще на 20% меньше, чем годом раньше.
- Блин, ну ведь надо же, как сложилось: и война тут, и сирены, и кризис, какой уж тут хендмейд... - подумала я, и даже что-то сказала вслух. Кислые физиономии конкурентов уже не скрывали своего недоумения по поводу моей наивности. - В следующем году нужно постараться обойтись без войны, - подытожила я.
В этом году я превзошла саму себя. Я полностью переделала все, что можно было переделать, улучшила то, что можно было улучшить, добавила то, что нужно было добавить, немного поигралась с ценами, забацала офигенное оформление, помолилась Марсу и принесла жертвы Кетцалькоатлю, чтобы очередную войну отложили хотя бы до сентября, - и... и все стало хуже - настолько, что я начала думать и говорить свои мысли вслух, пытаясь разобраться в происходящем.
Кислые физиономии конкурентов начали говорить со мной, видимо, признав наконец во мне свою - кисломордую рукоделицу, невыспавшуюся, разочарованную и финансово неудовлетворенную. И большинство из того, что они мне рассказали, подтверждало мои самые грустные выводы и самые печальные предчувствия.
И вот, что мне думается теперь: то, что происходит на Хуцот - отражение многих событий, процессов и тенденций, происходящих в Израиле и в мире. Плюс, фестиваль понаделал собственных косяков и проявил неумение или нежелание подстраиваться под меняющиеся условия. И часть из этого я попытаюсь сейчас проанализировать.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛАВКА СТРАННОЙ ХРЕНИ
Начну я, пожалуй, с самой незначительной причины обозначенного мной выше упадка. Впрочем, в некотором роде, это одна из основополагающих вещей, часть концепции фестиваля, на которой все строится. Возможно, это даже важнее, чем мне кажется, ибо рыба обычно гниет с головы, как бы я не ненавидела пословицы и поговорки...
Я говорю сейчас об одной маленькой лжи, которую организаторы фестиваля впаривают посетителям и участникам каждый год:
"The International Arts and Crafts Festival"...
Блин, то, что я сейчас напишу, известно всем, кто принимал участие в Хуцот. Но до поры, до времени, пока там можно было нормально зарабатывать, это было не критично, и над этим посмеивались, но не обращали внимания.
Так вот. "Международный фестиваль" - это профанация.
Как я рассказывала ранее, ярмарка делится на два больших участка: израильская часть, где сидят местные рукоделы, в том числе и я, и - международная ярмарка, где представлены рукоделы из хреновой тучи всяких там Европ, Америк и других континентов, исключая, разве что, Антарктиду.
Так вот: если критерии отбора в израильскую часть загадочны и никому не известны (об этом я еще расскажу позже), то критерии отбора гостей из-за рубежа, судя по всему, отсутствуют в принципе. Иначе невозможно объяснить, почему иностранные гости привозят на Хуцот такой трэш...
За исключением нескольких лавок, в международной части Хуцот торгуют самой стереотипной и попсовой ерундой которую можно купить на какой-нибудь "Али-Бабе" на грош ведро. Что касается исключений - лучше бы их не было вовсе. Я говорю сейчас об узбекских национальных байковых халатах и им подобных рушниках и балалайках.
На сайте
Хуцот ха-Йоцер есть раздел с фотографиями с прошлых фестивалей. Предлагаю вам поискать среди них фоточки с международной части ярмарки. Ага. ага... И неудивительно: нечем тут хвастаться.
Участники из Нигерии снова порадовали нас деревянными статуэтками слонов. Оригинально. Индусы привезли новую коллекцию шитых блестками и стразами сари. Ах, не новую? Да какая разница... Гости из солнечного Китая предоставили нашему вниманию бальзам "Золотая Звезда"... ШТО? Ах, ну да, кто-то же делает его. Руками, надо полагать. Стало быть - хендмейд, ага.
В этом году я с особенным чувством смотрела на представителей Украины. Чувством брезгливости. Просто, весной я побывала во Львове, и видела, какой расцвет переживает дизайн и хендмейд в Украине. Там делаются потрясающей красоты и аутентичности вещи, цены на которые, по израильским меркам, более чем доступны. Так какого же черта сюда приволокли эту фигню?
У меня нет достоверной информации о том, как именно осуществляется набор участников из-за границы, но по слухам, они не платят за участие в фестивале (что довольно логично) и даже получают дотацию на проживание в нашей недешевой Стране. Было бы интересно узнать, какие именно условия достаются таким отстойным участникам, и как бы на эти условия заполучить что-нибудь стоящее?
Вся эта профанация - дело рук организаторов, которые своим отношением убивают саму идею, прекрасную в оригинале. Если бы международная часть ярмарки отбиралась хотя бы так же, как израильская - десятки тысяч людей пришли бы на нее посмотреть. Потому что в международном фестивале хендмейда должны принимать участие лучшие из лучших. Или худшие из лучших. Или лучшие из худших. Но не тот ужас, который я вижу там уже четвертый год подряд.
Знаете, чем это плохо? По идее-то, мы, в израильской части ярмарки, должны выглядеть выгодно на таком фоне. Но на самом деле, международная часть превращает весь фестиваль в какую-то гигантскую лавку дешевых цацек и странной неописуемой хрени. Это снижает уровень мероприятия, в то время, как по идее - должно его поднимать.
Каким потрясающим событием могла бы быть международная ярмарка хендмейда, где иностранные участники были бы сравнимы с тем уровнем, который мы видим своими глазами за границей! Я бы набрала международную ярмарку классного хендмейда, посидев пару дней в интернете и потратив неделю на переговоры... Но к чему лишние усилия? Десятки тысяч людей и так приходят.
Знаете, зачем?
НА КОНЦЕРТ
Итак, я разобрала первую, казалось бы, незначительную причину упадка Хуцот. Международный фестиваль хендмейда - всем известная профанация. Слово "международный" из названия фестиваля можно смело вычеркивать. Или добавить к нему слово "хрень".
Так откуда же берутся пресловутые десятки тысяч посетителей фестиваля? Людей нужно чем-то привлекать, ибо поглазеть на узбекские халаты охотников маловато будет...
Чтобы было интересно и весело, организаторы устраивают концерты звезд израильской эстрады. Каждый вечер под звездным небом Иерусалима проходит концерт местной знаменитости.
Я не буду строго судить израильскую попсу, мне без разницы - людям нравится, и они даже платят за посещение концертов немалую денежку.
Только что я, в рамках удовлетворения своего детского любопытства, поинтересовалась, сколько стоит билет на концерт Риты - местного аналога Пугачевой, так сказать. В сентябре в тель-авивском "Дворце Культуры" (хе-хе, вольный перевод). Самый дешевый билет стоит 125 шекелей. А почем у нас Эвиатар Банай (очень годный, между прочим, чувак)? 150 шекелей.
А сколько стоит посмотреть на тех же самых животных в нашем цирке с как бы намекающим названием "The International Arts and Crafts Festival"?
65 шекелей. За все про все, включая посещение какой-то ярмарки каких-то рукоделов. Ах, да: международной, гы-гы...
Чувствуете, чем тут запахло в воздухе? Этот сладкий для любого вменяемого обывателя аромат экономии...
Видите ли, если вы не совсем в курсе специфики хендмейда... Дело в том, что у всех нас, рукоделов, разная целевая аудитория. Кто-то продает более дорогие вещи, кто-то - более дешевые. Кому-то нужны молодые девочки, любительницы ярких украшений, кому-то - солидные семейства, желающие облагородить дизайн своего жилища. Понимаете ли, мы, как правило, не продаем полезные или необходимые для жизни промтовары, входящие в потребительскую корзину. Мы - производители изящных безделушек, милых излишеств, красивых штучек, без которых, в принципе, можно жить.
Нам тяжело продавать всю эту более или менее няшную милоту людям, которые пришли, собственно, на концерт по сниженной цене, а по ярмарке бродят в ожидании его начала, любопытствуя и слегка охреневая от ценников.
У меня, к примеру, самое дешевое украшение стоит, как билет на этот самый концерт. Отец семейства, чьи дочки зависли возле моего стола, восхищенно ахая, судорожно подсчитывает: выход в свет - на концерт Шломи Шабата, например, - обошелся ему в 260 шекелей - он сам, жена и две дочки. Допустим (да что уж там - сто процентов, это же Израиль :) ), они проголодаются и захотят перекусить - это еще около 120 шекелей, как минимум - это без пива, которого ему тоже, в общем-то, хотелось бы. Итого накапало около 400 шекелей - приличная, знаете ли, сумма... Выложить еще пару сотен на ненужную, по большому счету, вещь... Я же не зверь какой, и не миллионер вовсе - сама все понимаю.
И вот, до концерта и после концерта, по ярмарке слоняются люди, которые, в большинстве своем, не собираются что-то покупать. Они довольно милы, искренне восхищаются нашими талантами, нахваливают наше мастерство... Но они - не покупатели. В принципе. Они пришли на дешевый концерт. Точка.
Чтобы не быть голословной, я приглашаю вас заглянуть на официальный сайт Хуцот ха-Йоцер и посмотреть на галерею фотографий с прошлого года. 25 фотографий. Из них - две фотки собственно, ярмарки: одна - общий вид, другая - стол с украшениями крупным планом. Все остальное - фотографии с концертов, с малой сцены, из кафе... Отличная реклама, только вот - чего?
Иногда я поражаюсь, как нам вообще удается что-то продавать такой публике. Но как-то удается пока, хоть и хуже от года к году. Но что же, спросите вы, раньше было как-то по-другому? Нет, отвечу я, раньше было точно также. Но кое-что изменилось. Кое-что новенькое появилось на горизонте отечественного хендмейда...
КИТАЙСКОЕ ЗОЛОТО
Как я уже намекала, хендмейд - дело не дешевое. Мы делаем более или менее уникальные и в разной степени симпатичные вещички своими руками. Должна признаться, что рукоделы - те еще Наполеоны, и у большинства, вне зависимости от национальности, возраста, пола и талантливости, самомнение очень развито. Творческие личности с большим удовольствием интригуют друг против друга, самозабвенно ссорятся, проявляя изобретательность и свежий подход.
Но все мы - те, кто делает свой товар собственными руками - дружно и одинаково страстно ненавидим китайщину...
Еще на заре своей рукодельной карьеры я осознала, что Китай нам всем наступает на пятки. Все, что приобретает хоть какую-то популярность в нашей рукодельной области, тут же беззастенчиво копируется китайцами, таиландцами и прочими индусами с чудовищной быстротой и в промышленных масштабах. И продается в несколько раз дешевле, чем оригинал, что неудивительно.
Когда я это осознала, я не сильно обеспокоилась: во-первых, на мой товар всегда найдется покупатель - ценитель оригинальной работы. Во-вторых, на ярмарочных просторах Израиля Китай тогда еще не господствовал. Немногие продвинутые юзеры, конечно, заказывали себе через интернет китайские шмотки и цацки, но это до сих пор еще не повальное явление, особенно, учитывая нашу чудную почту.
Но с некоторых пор тут и там начали появляться реселлеры, покупающие дешевый товар в Китае мелким оптом, и перепродающие их здесь, на "рукодельных" ярмарках, выдавая за собственные произведения. Ярмарки хендмейда быстро наводнились восточной позолотой, фальшивым жемчугом и поддельными яхонтами.
Бороться с этим явлением практически невозможно, потому что большинству организаторов ярмарок глубоко чихать на то, что там продается: лишь бы участник исправно платил за аренду места. Покупатель местный не особо разбирается в ручной работе, и не имеет особого желания этому научиться. Всю охоту отбивает разница в цене: на ту сумму, которую он потратит на одно украшение ручной работы, он может наделить позолоченными финтифлюшками у моего конкурента-реселлера всех своих многочисленных родственников женского пола.
Ну, на Хуцот не так все страшно - на Хуцот-то есть отбор, строгая и загадочная художественная комиссия, не хухры-мухры... Так думает новенький участник, пройдя эту самую комиссию и попав на фестиваль...
И что же он видит на столах конкурентов? Вы, наверное, удивитесь, но видит он там те же самые "три цепочки за сто шекелей!" из всамделишного китайского золота. Как же это могло произойти?
Далее идут, по большей части, мои догадки... Дело в том, что я лично не знаю ни одного члена отборочной комиссии. Предполагается, с достаточной степенью уверенности, что комиссия - по крайней мере, частично, - состоит из заслуженных рукоделов - художников. Которые, в общем-то, в хендмейде чутка понимают. Так как же они умудряются каждый год прошляпить такое количество продавцов китайской хрени?
Объясняется это довольно просто. Приходя на отбор, я этой самой хрени на столах своих конкурентов почему-то не наблюдаю. Логика подсказывает, что откуда-то она потом берется, изынтыт? Интуиция и здравый смысл говорят мне ужасную вещь: на комиссию люди приносят что-то свое, более или менее годное, а на ярмарку - клетчатые баулы, плотно набитые дешевым китайским товаром...
Таким образом, высокохудожественный конкурс рукоделов за право участия в Хуцот ха-Йоцер превращается в такую же профанацию, как и международный статус фестиваля. К тому же, нелепо обставленную: изделия свои на комиссию нужно привозить физически - фоточки комиссию, видите ли, не устраивают, гулять по Иерусалиму несколько часов, пока худсовет не закончит прения, потом несколько недель ждать вердикта, потом еще нужно приехать в Иерусалим на подписание контракта - это почему-то никак нельзя сделать с помощью интернета, телефона и факса... Жизнь застраховать я могу по телефону, авиабилеты купить - по интернету, а этот гребанный контракт я должна подписывать лично, собственной персоной...
Так почему бы уважаемой комиссии не сделать нам, рукоделам, одолжение, и не убедиться лично, что их конкурсанты не приносят на ярмарку не то, что приносили на отбор?
Почему-то этого не делается. И честные, наивные рукоделы вынуждены бороться с китайскими ценами, понижая свои и работая чуть ли не себе в убыток.
Но это еще полбеды. Окончательную победу нокаутом Китай одерживает довольно неожиданным образом. Без всякого жульничества, без подлогов, с помощью веселой музычки, с задорным цыганским ай-на-нэ...
АЙ-НА-НЭ С КИТАЙСКИМ АКЦЕНТОМ
Помимо большой сцены, где проходят вечерние концерты, культурная программа на Хуцот имеет еще несколько вариантов. Сразу за израильской частью ярмарки находится малая сцена, на которой никому не известные группы развлекают публику вполне симпатичными каверами на популярные песни. Чуть на задах, в отдельном закутке расположилась сцена для детей, где правят бал клоуны и детские певцы ртом. Близко я туда не подходила, но морды соседних с этой сценой рукоделов отличаются особенной кислотой: наверное, они просто не любят детей. Ну, или боятся клоунов, не знаю.
А прямо посередине израильской ярмарки находится кафе "Тав". Что в переводе означает - "Нота". Каждый вечер, сразу после открытия ярмарки, в кафе "Тав" начинается музыкальная программа. На вкус и цвет, а тем более, на звук - товарища нет. Кому-то их представления не нравятся. Лично мне - очень. Живая музыка - очень разноцветная, зажигательная, с явным оттенком цыганщины, фольклора - в стиле Бреговича, если вы понимаете, о чем я. плюс еще всякие разные стили и жанры - веселая смесь, сопровождаемая танцами, чечеткой, фламенко... Они делают атмосферу праздника, по крайней мере, в радиусе сотни метров, где мы, собственно, и находимся. Это - правильная атмосфера для ярмарки, по моему скромному мнению.
У кафе "Тав" есть только один недостаток, который, к сожалению, затмевает все его достоинства. Я совершенно не в курсе, каким образом кафе связано с ярмаркой, и как регламентируются его отношения с организаторами. Но суть проблемы такова: кафе "Тав" представляет собой ярмарку в ярмарке. По вполне себе серьезной цене - значительно больше, чем платим мы, - кафе сдает в аренду места вокруг себя. Чтобы попасть на это место, не нужно проходить никаких комиссий, нужно просто договориться с владельцами кафе. И, заплатив эту серьезную цену, можно тащить туда китайское золото в любых количествах, и по любым ценам.
Никаким хендмейдом там и близко не пахнет. Зато в воздухе витает вышеупомянутый аромат экономии. Три украшения за сто шекелей. Четвертое - в подарок. Чудесные свистелки и перделки по десять шекелей за кило. Просто праздник какой-то.
Перебить эти цены невозможно. Комиссии никакие над кафе, судя по всему, не властны. И всем как-то пофиг.
ВЫВОДЫ
В последний день ярмарки я пообщалась с другими участниками - постоянными и новоприбывшими. Общая оценка происходящего отличалась от моей только в степени проявляемых эмоций. Кто-то пытался делать хорошую мину при плохой игре, кто-то проявлял большую откровенность. Сразу несколько новичков на вопрос, в первый ли раз они участвуют в ярмарке, честно ответили: в первый и в последний...
Не думайте только, что организаторам фестиваля неизвестны вышеперечисленные проблемы. После первой недели, когда уже было очевидно, что упадок продолжился, участники получили ободряющее письмо от администрации. Нам предлагалось не унывать. "На следующей неделе будут ОТЛИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ, и ситуация обязательно улучшится", гласило письмо. Типа, на прошлой неделе выступали лузеры и бездари, на которых приперлись всякие нищеброды, поэтому все как-то так... То есть, судя по всему, администрация считает, что все не так уж плохо, и менять что-то не собирается.
Можно, конечно, сослаться на общий упадок в отрасли (об этом я еще собираюсь поговорить в будущих постах). Но этот довод - довольно существенный - разбивается об успешные примеры. Я говорю сейчас о набирающих популярность ярмарках Нетанеллы (я расскажу о них тоже). В этих ярмарках участвуют рукоделы очень высокого уровня, отобранные в соответствии со вкусом одного единственного человека. Ярмарки эти грамотно рекламируются, и приходят на них люди в поисках оригинальной работы и уникального дизайна, а не ради концертов и дешевой позолоты. В больших, замечу, количествах. Так что, списывать все на кризис просто не получается.
Я уверена, что администрации достаточно приложить совсем небольшие усилия, чтобы кардинально улучшить положение. Привлечь классных рукоделов из-за границы, чтобы оправдать громкую вывеску. Сделать раздельным вход на ярмарку и на концерты, чтобы люди приходили на фестиваль хендмейда, в первую очередь. И рекламировать на своем сайте рукоделов, а не поп-звезд. Сделать отбор прозрачным и проконтролировать участников, пресекая продажи дешевой китайской хрени. Договориться как-нибудь с этим самым кафе, чтобы они тоже как-то получше отбирали своих участников, не в ущерб остальным.
Глядишь, и мы получили бы на выходе достойное мероприятие, и никакой кризис не помешал бы.
Хуцот ха-Йоцер - ярмарка с хорошей репутацией, которую она зарабатывала больше сорока лет. И эту репутацию она стремительно теряет. Я испытываю серьезные сомнения по поводу участия в ней в следующем году. Но, возможно, все-таки пойду.
Потому что на фестиваль все еще приходит некоторое количество моей целевой аудитории - ценители качественной и аутентичной ручной работы, которых в Иерусалиме, в общем-то, хватает. На Хуцот ко мне приходят постоянные клиенты, которые уже четыре года покупают мои украшения. И среди участников по-прежнему встречается много отличных мастеров, которые представляют замечательные вещи.
Удручает даже не столько падение доходов, хотя и этого более чем достаточно. Расстраивает то, что раньше я немного гордилась участием в фестивале. Это был своеобразный знак качества, какое-то признание. Теперь это стало просто местом работы.
PS
И еще. Я - не политик, не общественный активист, и я не собираюсь каким-то образом связываться с администрацией, объяснять им очевидные, на мой взгляд, вещи, с кем-то ссориться и качать права. Но если бы я собиралась это делать, то я прошлась бы по ярмарке с камерой и поспрашивала бы людей - участников и посетителей - что они обо всем этом думают.
Мнение участников я уже осветила. Мы все чувствуем, что ярмарка превратилась в жалкое подобие того, чем она была еще несколько лет назад. Она становится хуже с каждым годом, и каждый раз участники задают себе вопрос: стоит ли она всех этих усилий в следующем году? Насколько ярмарка станет хуже, насколько прибыль от нее перевесит эти ухудшения? Может ли, так сказать, Ахиллес догнать черепаху? Ответ: может, потому что он уже, в общем-то, и есть - черепаха...
Многие хорошие мастера-рукоделы уже отказались от участия в фестивале.
Что же касается покупателей... Я лично слышала в этом году немало отзывов от постоянных посетителей: ярмарка уже не та, мы ходили на нее каждый год, но, пожалуй, это был последний раз. Возможно, организаторам стоит прислушаться к этим голосам.
Если же каким-то образом эта статья докатится до организаторов - хотя я и не преследую таких целей, пути интернета неисповедимы, - то хотелось бы сказать так: ничего личного. Просто, мне кажется, что в ваших руках есть все средства сделать вашу работу гораздо лучше, а фестиваль - настоящим событием в культурной жизни Иерусалима и Израиля вообще. Как-то так.