Коррида.
Какое время! Сошлась Планида!
Кипит коррида! Бурлит Коррида!
Смерть - при народе! Кровь - на народе!
Убийство в моде! Коррида - в моде!
Коррида является неотъемлемым и важным символом Испании. При этом надо отметить, что коррида не является испанским изобретением. Скорее всего, жители Пиренейского полуострова переняли ее от древних греков, увлекавшихся тавромахией, так называемым боем быков. Эта традиция уходит своими корнями в систему жертвенных ритуалов. В Средние века в Испании сражения с быками представляло собой развлечение. Только лишь в XVIII в. коррида популярным народным зрелищем, плотно засевшим в качестве традиции в культуре Испании.
Плотник из Ронды франсиско Ромеро стал первым профессионалом в этой области. А Педро Ромеро, являвшийся его внуком, стал основателем современной корриды. В XVIII в. за тридцать лет этот знаменитый тореадор убил 5600 быков, ни разу при этом не получив никакой травмы. Во многих испанских городах стали появляться пласа-де-торос, арены для боя быков, представляющие собой круглые открытые площадки. Также важным моментом является наличие солнца, если солнце не светит, значит коррида будет неудачной. На трибунах и балконах находятся места для зрителей. На одном из балконов расположено место для президента корриды, который подает знак выпускать быков и присуждает награду тореро. Напротив президентского ложе находятся двое ворот: одни для тореро, другие для быков. Чтобы побывать на корриде, необходимо оказаться в Испании летом и в выходной день. Коррида является достаточно тяжелым зрелищем; большинство мест находятся под жарким солнцем, при этом продолжительность боя 2 часа 15 мин. Существуют специальные музеи корриды, находящиеся в Севилье, Толедо и Ронде, можно подробно узнать об истории и традициях корриды, увидеть костюмы матадоров, фотографии самых знаменитых поединков.
Время проведения корриды обычно выпадает на промежуток между 19 марта по 12 октября в выходные дни. Открывается коррида торжественным парадом, публике представляют матадоров (тореро) и их команды. Представление состоит из трех актов. Первый акт заключается в следующем: тореро с помощью всадников и помощников дразнит быка алым плащом на стержне, называемый мулетой. Таким образом он распознает характер быка. Всадники вкалывают в быка пики, приводят его в ярость. Второй акт преследует цель еще больше разозлить раненого быка. Они дополнительно втыкают ему в тело несколько разукрашенных дротиков, называемых бандерильями. А третий акт уже заключается в убийстве матадором быка одним точным и смертельным ударом между лопаток быка. Если коррида удалась и зрители остались довольны, то президент присуждает матадору уши или хвост убитого быка. Таков обычай, сохранившийся еще с прошлого века, когда единственной наградой матадора была туша покоренного им быка. И для того, чтобы ее получить, тореро необходимо предъявить мясникам ухо. Также матадор мог выбрать, кому он хочет посвятить свою победу - публике, другу, женщине или президенту.
Каждая коррида обычно состоит из выступлений трех матадоров. Быков для этих боев специально выращивают, тщательно охраняя и не тренируя, таким образом сохраняя его природную агрессивность. Называются такие быки торо браво.
Испанская Коррида
[Испанская Коррида]
История корриды, скорее всего, восходит к началу новой эры, к иберам населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII веку, перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. А к концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене.
Без нее и праздник ни праздник
В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры. В драматургии XVI-XVII веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненый герой или герой, только что победивший быка.
За нее отлучали от церкви
В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, запрещавший корриду под страхом отлучения от церкви. Но испанский король Филипп II, хотя и был известен своим суровым отношением ко всяким зрелищам, добился у папской курии отмены эдикта. Он полагал, что именно это зрелище закаляет мужество - одно из главных черт настоящего испанца.
Первые профессиональные тореро, как пешие, так и конные, появляются в XVII веке. И это знаменательная веха в истории корриды. Благородные кабальеро не могли снизойти до ремесленничества, профессионализм был уделом простонародья.
Для чужаков это дикость
В 1700 году на испанский трон взошел первый Бурбон - Филипп V, внук Людовика XIV прибыл из Франции, страны другой культуры и, как он был уверен, страны более просвещенной. Ему, чужаку, бой быков казался дикостью, поэтому коррида была запрещена. Запрет действовал вплоть до смерти монарха, а в 40-х годах XVIII столетия прерванная традиция возродилась. Но это была уже другая коррида - с пешим тореадором-профессионалом, похожая на современную. Начал формироваться строгий канон. Смертельная схватка превращается в подобие трагического балета со своей "божественной", как ее позже определил Лорка, геометрией и обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро и по изяществу исполнения таких фигур, и по степени их рискованности. Пропусти матадор быка под мулетой чуть дальше от себя, чем принято, - он трус, чуть ближе - покойник.
Модель трагического существования
Просветительский пафос XVIII столетия оказывает влияние и на следующие века, когда свято верили в благо прогресса и цивилизации. Большинство писателей конца прошлого и начала нынешнего века - против корриды. Но в XX веке, проходившем под знаком массового уничтожения невинных людей, для оптимизма осталось мало оснований. Многие художники увидели в корриде модель трагического существования человека на волосок от гибели, сублимацию неизжитой тяги к насилию и жажды смертоубийственной схватки. В литературе, театре и кинематографе второй половины XX века коррида снова занимает важное место.
Женщина и коррида
В католической Испании женщины выходили на арену даже двести лет назад. Знаменитая матадорша конца XVIII столетия Пахуэлера сражалась на аренах Мадрида. А коррида 27 января 1839 года вошла в историю как чисто женская тавромахия: все участники - пикадоры, бандерильеро и матадор - были молодыми женщинами.
20 ударов за карьеру
За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать - двадцать лет, а учатся с десяти. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене - сто тысяч долларов за одно сражение.
Карьера конного тореадора начинается позже - сначала надо стать дрессировщиком, потом подготовить своих лошадей. Мужчины-всадники уходят из большой корриды в шестьдесят, женщины - в сорок лет.
Источник: www.turi100.net