поняла, что давно не писала про «ричарда ii», а мне еще есть, что сказать.
так вот, одно из моих любимых мест - первая встреча ричарда ii и болингброка после изгнания.
ситуация такая: у болингброка много амбиций и еще больше сторонников, у ричарда ii - ничего, кроме привычки повелевать, сонма ангелов в голове и растерянности. ричард спускается с высокой башни на грешную землю, где его ждет болингброк - чтобы поговорить.
при виде него болингброк становится на колени. и приказывает толпящимся вокруг приближенным оказать должное почтение его величеству, создавая тем самым смешную удвоенность: с одной стороны, он признает, что ричард ii - король, с другой - распоряжается окружающими как собственными подданными.
ричард в ответ произносит обычную блистательную тираду - отчасти обиженную, отчасти ироническую - в которой среди прочего говорит: up, cousin, up; your heart is up, i know. распоряжается распорядителем.
я посмотрела четыре экранизации. у грегори дорана, руперта гулда и дэвида джайлса после этих слов болингброки как нормальные люди встают, отряхивают с колен пыль и прах и дальше ведут дискуссию. болингброк, придуманный деборой уорнер и воплощенный ричардом бреммером, остается неподвижен. не из этикетных соображений, не из непокорства второго порядка, а просто потому, что не может встать. не может пошевелиться.
это очень круто, вот что.