Поэзия как зеркало нашего общества.

Mar 09, 2018 15:57

Поэзия всегда отражает сумму накопленных человеческих знаний.
Поэзия - это зеркало, демонстрирующее человеческий капитал, выраженный в актуальных социальных конструктах, на том или ином временном промежутке исторического пути.
Коренная разница между поэзией давних веков и поэзией современного времени заключается в том, что технический прогресс настоящего времени оттенил интеллектуальную составляющую поэтических текстов, его образно-сакральную часть, сквозь призму которой пытались познать действительность и её законы, структурируя объективный мир и присутствие в нём субъекта - т.е. человека как носителя определённых ценностей, определенных смыслов и сакральных установок.



Под литературой/поэзией давних веков я подразумеваю, конечное же, Античный период, позднее Средневековье, а следом и эпоху Возрождения, в рамках которых была заложена вся основа культуры человека, ибо дальше уже шла вторичная переработка того, что уже было ранее создано с невнятными попытками деконструировать норму и придумать тем самым что-то новое, но это лишь попытка разобрать идеально подобранные друг к другу пазлы, формирующие гармоничную композицию, и из разных отдельных кусков сотворить что-то уникальное, - тогда и приходит к нам абстрактное искусство, вписывающееся в рамки постмодернистского духа.
Человеческий язык с течением времени находил всё новые и новые формы, новые варианты комбинирования словесных пазлов друг с другом, но это все формы, вбирающие в себя давно познанную суть, - и под эти формы он загонял те мысли, идеи, образы, что были давно познаны нашими предками.
Современная философия, классическая философия немецкой школы, - всё это лишь переработанное сырье, попытка осмысления действительности через созданные философские системы, которые так или иначе всё равно опираются на идеи предшествующих школ мысли, - просто их уникальность достигается лишь за счёт сформированного уникального философского языка, который ими используется для описания той или иной модели системы мышления, но данные языки, в конечном итоге, приходят все к тождеству по отношению к своим древним аналогам, поскольку мысли, воплощенные в таких системах, уподоблены уже ранее открытым идеям и воззрениям.

Вопрос сакральности - один из основных вопросов в поэзии

Сейчас у людей, которые живут все в эпоху тотального пресыщения, отпало сакральное, - не существует авторитетов идеального начала.
Научно-технический прогресс уже давно смёл с Олимпа Бога, - и поставил на его место научные знания, в которые масса людей верит точно так же слепо, как и верил народ в божественное провиденье во времена тёмных веков, потому что у человека всегда есть потребность во что-то верить, - и эта вера лежит в плоскости именно иррациональной природы.
И всё мировоззрение человека сейчас начинает упаковываться в крохотное материальное восприятие действительности, из которого нельзя почерпнуть прекрасные поэтические идеалы.
Поэзия современности демонстрирует человеческий накопленный капитал в сфере технологий
Например, теперь нередко каких-нибудь музыкальных исполнителей приравнивают к поэтам нового времени. Они накладывают на свой речитатив мелодию, - и появляется полноценная песня, но именно в таком роде и зарождалась поэзия, начиная свои истоки с праздных, ритуальных танцев под незамысловатую мелодию несовершенных музыкальных инструментов (чем вам не современные биты, сэмплы, под которые пляшут толпы?).
Это примитивная стадия зарождения литературы, поэзии, просто обутая в технологический прогресс своего времени.
Сейчас речитатив, жанр хип-хопа уподобляется тому примитивному уровню, истоки которых лежат в древности, - и, за редким исключением, не несёт в себе чего-то серьёзного.

Далее поэзия обрастала подтекстами, что сейчас демонстрируется тоже, но только с существенной деформацией.
С развитием общества литература быстро превращалась в полезный инструмент для политических сил, - например, создаются панегирики, цель которых была именно восхвалить своего короля/господина/страну/богов.
И с каждым скачком в развитии общества всё больше наслаивался пласт подтекста и смыслов в творчестве любого характера, в том числе и литературы.
Чем сильнее происходило влияние тех или иных сил (религиозных, политических, научных) на творчество, тем выше разгорался столп оппозиционного пламени, - и таким образом существовала постоянная динамика, активность; каждое, следующее за другим, десятилетие находило совсем уже иное настроение в литературе из-за сменившийся ситуации в обществе, - и всё это говорит нам о том, что в те времена существовала динамика жизни, динамика в творчестве, ибо люди были вовлечены в общественный процесс; они полагали, что их труды повлияют на происходящее, смогут донести праведные мысли до толпы.

Но сейчас, ввиду полной хаотичности происходящего что в политической системе, что в экономической, что в социальной, что в интеллектуальной среде, - подтекст, как и идеалы, размываются и становятся несерьёзными, творчество принимает обездушенный вид, динамики как таковой и нет совсем.
Зато есть незамысловатые песенки под биты, есть огромное количество макулатуры, представленной в виде напыщенных стихов, которые даже и формы никакой не уподобляются, а уж что спрашивать про суть?
Поэзия современности содержит в себе зачастую запутанные, непонятные, бесформенные элементы художественного и смыслового плана в тексте - это всё результат пресыщения, выраженный в бессильных попытках деконструкции норм и шаблонов.
Своего рода это есть нездоровый симптом, указывающий на моральное, интеллектуальное истощение человека.

Поэзия на заре и в самом расцвете своего существования характерна сакральностью.
Поэты считались провидцами, жрецами, потому что их тексты пропитывались религиозной, мистической основой, в которую люди набожно верили.
Современный человек уже не способен ни выстраивать для себя божественные идеалы, ни запоминать сюжеты, богов, места, которые наличествовали в классике античной литературы и на которую опирались в последующем творцы, черпая для себя вдохновение.
В настоящее время человек как губка впитывает огромную кучу бесполезной для него информации, но, как и подобает губке, также её быстро из себя и выжимает, - в таком смешанном переизбытке не может родиться стойкого мировоззрения, восприятия, последовательности и дисциплинированности во всём, а ведь всё перечисленное формирует гармонию, которая и является основной составляющей поэзии.
Сейчас мир десакрализован, напичкан техническими оснащениями и наводнен информационным шумом, - и, поскольку я в самом начале сказал, что поэзия - это отражение устоев текущего общества, можно выявить, что современная поэзия

1) Характерна своим легкомыслием, которое порождается ввиду пресыщения благами
2) Характерна своей попыткой избежать канонов за невозможностью создать в тексте первичную в поэтической структуре гармонию и вместить в неё сакральное наполнение;
3) Характерна своей технической искушенной спецификой
4) Характерна слабыми идеями, смыслами, реализацией всего перечисленного из-за переизбытка информационного шума, под который подпадают витиеватые философские, политические, социальные концепции, но, будучи бесструктурными в головах людей, они не могут формировать серьёзного мыслительного фундамента.

Это изобилие и бесструктурность порождает хаос, а хаос - дисгармония. Соответственно,основная черта поэзии - создание гармонии - уже сходит на «нет» в данной системе.
Если в давности поэзия стремилась двигаться в русле гармонии (с помощью выстраивания поэтических канонов, сакральных символов, традиций, богатых образов и композиций), то в современности поэзия дисгармонична. В ней бушует бесструктурность, запутанность. Несмотря на огромное количество отсылок и аллюзий, она сама по себе является слабее в плане смысловой нагрузки, да и если таковая присутствует, то она не воспринимается людьми как что-то ценное именно в силу торжества материального склада ума современного человека.

Это тоже отражение действительности - действительность страдает импотенцией мысли. Знаний, открытий много, но структуры в этих знаниях нет никакой.
Пресыщение человеком благами создаёт из него амёбовидное существо, ту самую информационную губку
В плену развлечений и безграничного достатка человек не стремится, за очень редким исключением, к постижению культурного капитала, который создавался веками его предками, - он пользуется плодами прогресса технического плана, потому что это ему создаёт удобную зону комфорта, что доводит его до пресыщения, - когда это пресыщение достигнет потолка, тогда и возникнет потребность в духовном развитии, ибо скука будет вынуждать его развлекать самого себя другими путями, в том числе и духовными.
История циклична, а человечество вечно перемалывается в этом цикле
Ведь стоит понять, что человеческая история - это спиральный цикл, и что человек занимается тем, чем занимается именно ввиду такой невыносимой вещи, как скука. Соответственно, человечество сменяет свою парадигму деятельности в зависимости от степени приедания того или иного его занятия, - и, спустя какое-то время, все вернётся обратно.
Главное, чтобы земной шарик выдержал очередной цикл.
Previous post Next post
Up