Новым людям новую этику?

Jul 14, 2020 00:46

Вопросы этики, видимо, часто не имеют однозначного решения. Мне кажется, поэтому этические нормы прошиваются в культура людей.

Со временем в каждой культуре постепенно происходит эволюция мировоззрения. Но когда живёшь не в той культуре, в которой вырос - бывают сложности.

У меня большие проблемы с понятием личного пространства и вообще разных форм приватного. До сих пор я отрабатывала эту тему на себе, ну или на в чем-то схожих людях. Но все меняется, когда появляются дети...

Отделить приватное от общественного в плане беременности оказалось сравнительно просто: с того момента, как надо относить бумаги в отдел кадров - факт беременности выходит из моей приватной медицинской истории и становится социально значимым. До того и во всем остальном - это моё здоровье, и решение (не) рассказывать кому-либо зависит от моих предпочтений.

Куда сложнее выделить область приватного для младенца. С одной стороны, он совершенно зависим, не принимает ни единого решения (даже дилемма поесть/поспать подвержен манипуляциям), личностью не является. С другой стороны, это уже сейчас отдельный человек, и то, что он не знает о своих правах на приватность, не отнимает их у него.

Мне очень сложно понять, где заканчивается Арсений, как обстоятельство моей жизни / нашей семейной истории и начинается его личная жизнь и история, которой никто кроме него распоряжаться не должен.

Упражнение первой линии - не говорить за него от себя во множественном числе. Это сложнее, чем кажется, потому что, во-первых, во многих случаях такое допустимо по смыслу, напр "мы пошли гулять", во-вторых к этому подталкивает речевая норма, когда у мамы спрашивают про ребёнка: "вы прививку будете делать?" В-третьих, часто ко мне обращаются уже с такой подменой: "вы на грудном вскармливании?"

Другой камень этического предкновения - фотографии ребёнка. Родственникам их хочется из лучших побуждений, но зачастую эти десятки мегабайт становятся не то вирусным контент ом, не то артефактами культа, их пересылают/показывают более дальним родственникам, друзьям и знакомым, причём, возможно мне совсем чужим людям. С позиции большинства - это нормально, (не в смысле "этично приемлемо", а в смысле "нуачо, все так делают". Наверное, в некоторых случаях второе поменяет первое, но я не готова считать это универсальным решением).
Лично мне неприятно, если мои фотографии бесконтрольно расползаются. Это частное мнение, я не могу его экстраполировать на жизнь своего ребёнка, но противоположное поведение в этом плане тоже частное, и, значит, ничем не лучше. Получается сомнительная этическая дилемма - с одной стороны комфорт носителей неосязаемой общественной нормы, а с другой - личный комфорт, только не ребёнка, ради которого весь сыр-бор, а меня.

По касательной к этой теме вопрос, как "делить" мои мысли насчёт роста/развития/поведения ребёнка. С одной стороны, очевидно, что это мои мысли, итог моих духовных поисков и потраченного на них времени. Но где грань между физиологией, антропологией социологией в частных проявлениях, когда они иллюстрируют жизнь Арсения - и непосредственно этой самой жизнью?

И ещё одно про отдельные личности. Не забыть напоминать себе: уход и воспитание ребёнка - проявление ответственности к решению родить этого ребёнка. Он - адресат действий родителей, но в то же время, он этого не запрашивал, а значит ничего по умолчанию не должен - ни пресловутой благодарности, ни ответной заботы. В общем-то, наверное, даже любви особой не должен, хотя от эволюционных вещей не скроешься.
Хочешь через надцать лет общаться с этим человеком - дождись, пока он станет личностью, познакомься и подружись с ним. И дорожи этой дружбой не меньше, чем другими.

Всё короткое, сиюминутное и текущее в телеграме
https://t.me/no_one_day_with/
Previous post Next post
Up