Россия, Украина. Психоделический сюр

May 04, 2014 22:07

Оригинал взят у hloflo в Россия, Украина. Психоделический сюр

"Фундаментальная ошибка атрибуции - склонность человека объяснять поступки и поведение
других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а
собственное поведение - внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).
Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего.
Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно».
Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он умный», причиной собственного успеха
называют «я всю ночь не спал, хорошо подготовился»".
Википедия

"К сожалению, очень многие считают, что не подвержены манипуляции сознанием, что она действует не на них, а на других, глупых людей.

Само это предположение не имеет под собой достаточных оснований. А его наличие не позволяет человеку задуматься о вопросах защиты от манипуляции и понимания происходящего. Это ведет к форме легкомыслия очень опасной - будучи полностью на крючке, человек считает, что манипулируют не им, а кем-то еще. Так, например, кришнаиты считают, что они не являются сектантами, но ими являются иеговисты, или даже члены конкурирующей кришнаитской организации, а иеговисты не признают, что манипулируют ими, но согласятся, что кришнаиты - это деструктивная секта.

Стенфордский тюремный эксперимент
... классическим опытом, поставленным с целью проверить правило фундаментальной ошибки был ставший известным тюремный эксперимент Зимбардо. Вот одно из описаний.

"Однажды тихим августовским утром 1971 года калифорнийский город Пало Альто огласился отчаянным воем полицейских сирен. Мирный городок у Стэнфордского залива стал свидетелем сцен, словно заимствованных из лихого боевика. Многих студентов тамошнего Стэнфордского университета в то утро ожидало неприятное пробуждение: полицейские на глазах недоумевающих соседей выволакивали их из домов, предъявляя им обвинение в вооруженном грабеже. Дальше, как водится, руки на крышу полицейского автомобиля, ноги врозь, обыск и наручники. Бедолаг заталкивали в машины, и те уносились под вой сирен. В полицейском участке блюстители закона снимали у арестованных отпечатки пальцев, затем надевали повязку на глаза и - марш в камеру

Единственная вина студентов состояла в том, что они откликнулись на объявление в местной газете. Стэнфордский университет приглашал добровольцев для участия в эксперименте, а именно: провести в тюрьме 14 дней, чтобы предоставить возможность психологам пронаблюдать, как влияют на людей тюремные условия. С полицейской акции под вой сирен началась тонко инсценированная игра в настоящую тюрьму. Духовный отец затеи психолог Филипп Зимбардо позаботился, чтобы все с самого начала было как можно правдоподобнее.

Опешивших студентов с завязанными глазами отправили в подготовленные заранее подвалы Стэнфордского университета. Там их встречала охрана в тюремной форме и с полицейскими дубинками наизготовку. В действительности “охранники” также были из добровольцев, откликнувшихся на объявление. Предстоящие роли - кому в камеры, кому в дозор - распределили, просто бросив жребий. При этом никаких инструкций насчет того, как себя вести, никому из участников не дали. Охране предоставили возможность самой ориентироваться, как действовать, чтобы “в тюрьме” соблюдались положенный порядок и дисциплина.

Зимбардо, таким образом, хотел понаблюдать не только за специфически тюремной атмосферой, но и за тем, в какой мере каждого из нас формируют обстоятельства и окружение. Останутся ли добровольцы сами собой? Или под влиянием обстановки поведут себя так, как никогда не вели бы в нормальных условиях?



Задержанных студентов встретили так, как это водится в настоящих американских тюрьмах. Раздели догола, чтобы осмотреть, опрыскали специальным спреем против вшей, прежде чем облачить в тюремные одежды. Каждому присвоили идентификационный номер и надели на ногу цепь. “Цель состояла в том, чтобы унизить “заключенных”, - указывает Зимбардо на своей страничке в Интернете. Карты раздали, интригующая игра готова была начаться. Фиктивная охрана обнаружила необычайную изобретательность. В дополнение к предписанной процедуре проверки, когда каждые несколько часов, включая ночные, “заключенные” обязаны были откликаться, называя не имя, а лишь присвоенный номер, стражи ввели и собственные. В том числе довольно суровые вроде запрещения ночью выходить в туалет, лишения за провинности пищи и сигарет, наказание карцером и т.д.

Вначале “заключенные” еще не осознавали своей участи всерьез. Но на другой же день утром они уже взбунтовались, забаррикадировались в камерах, сорвали номера, обрушились на охрану с бранью и насмешками. Однако “стражи” не дрогнули. Направили на “бунтовщиков” жидкость из огнетушителей, потом ворвались в камеры и восстановили порядок силой.

Затем в ход пошла политика кнута и пряника. Тем, кто меньше провинился, дали поблажки, а зачинщиков бунта побросали в карцер. Но ненадолго: наблюдателей поджидал новый сюрприз. Через несколько часов некоторые из бунтовщиков были неожиданно прощены, как оказалось, чтобы посеять среди остальных подозрение, будто “прощенные” предали товарищей. Психологи с удивлением обнаруживали, что добровольцы в роли охранников прибегали к тем же методам, которыми пользуются настоящие тюремщики. Но все это еще были цветочки.

Все участники - ученые, “охранники” и “заключенные” - превратились в участников драмы, проливающей свет на многие темные закоулки человеческой души. Нет смысла перебирать все дальнейшие перипетии. К большому сожалению “охраны”, через шесть дней Зимбардо пришлось эксперимент досрочно прикрыть. Капитулировать его заставило, с одной стороны, давление родственников и адвокатов “заключенных”, с другой - скверное психическое состояние подопытных и растущее увлечение “тюремщиков” жестокими, садистскими методами.

Один из "тюремщиков" до начала эксперимента писал в своем дневнике: "Будучи пацифистом и неагрессивным человеком, не могу себе представить, чтобы я мог кого-то стеречь или плохо обращаться с другим живым существом". В первый день ему казалось, что "заключенные" смеются над его внешностью, поэтому он старался держаться особенно формально и неприступно. Это создало напряженность во взаимоотношениях. На второй день он грубо отказал "заключенному" в сигарете, а после отбоя развлекался тем, что обсуждал с другим стражником интимные отношения с девушками, специально поддразнивая "заключенного". На третий день он наслаждался тем, что то и дело вмешивался в разговор "заключенных" с родными. На четвертый день психолог был вынужден сделать ему замечание, что не нужно зря надевать "заключенному" наручники. На пятый день он швырнул пищу в лицо ""заключенному", отказавшемуся есть. "Я ненавидел себя за то, что он не ест", - сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен.

Опыт показал, что все "тюремщики" у Зимбардо выполняли свои обязанности, но делали это по-разному, одни старались, другие формально. Но самый жестокий из них понятия не имел о том, что он способен на такие вещи.

В целом, важным следствием эксперимента оказалось два момента - необычайно быстрая адаптация психики к новой среде, изобретательность и полная неожиданность такого изменения у всех участников и наблюдателей драмы. Это и есть подтверждение правила фундаментальной ошибки. Люди неправильно оценивают, переоценивают возможности личности в борьбе против ситуации. Свойство людей совершать эту ошибку сегодня легло во множество методик манипуляций сознанием. Хитрые ситуации с навязыванием ошибочного атрибутирования перекраивают психику людей не хуже, чем в зимбардовском тюремном эксперименте".

Ошибки атрибуции. Магия выборов.
Иллюстрации из фильма "Стена" Пинк Флойд
Previous post Next post
Up