В процессе легкого трепа, по некоторой цепочке, дошли до проблемы обнаружения и удаления мусора со взлетной полосы. И как-то так я ясно представила себе этот мусор, а вместе с ним и решение: поставить радио-сканеры вдоль полосы, так же как ставят сигнальные огни, и сканировать полосу+10см вверх. Быстро и недорого.
Товарищ предложил подать идею нашим авиаторам. Пожала плечами, мол они спецы, им виднее, меня еще не спросили.
Ввечеру вспомнила это дело, пошла искать в сети. Минуты за две нашла проф название проблемы (foreign object debris or foreign object damage) и за следующие две
замечательную статью в проф журнале, из которой следует, что FAA с 2009 года проводит испытания четырех систем для обнаружения FOD, и одна из них делается израильской фирмой из Рош Айна.
Пикантная подробность заключается в том, что израильская
разработка очень похожа, на то, что я сочинила на ходу, в процессе трепа.
Фирма уже получила
три европейских патента, дата заявки первого - 2002 год.
Забавная история, если бы не один настораживающий факт: почему это FAA занялось этой проблемой только в 2008-9 году?!
В конце концов не бог весть какая сложная проблема, а последствия очень и очень дорогие...
Тот мой собеседник закончил наше блиц-обсуждение замечанием о том, что есть проблема в том, что мы доверяем людям, отвечающим за какое-то дело в том, что они это дело знают и делают как положено, - а зря. Я таки верила, что уж в авиации порядок есть и специалисты тоже (см статистику авиаперевозок). А тут вот слегка озадачилась ...