Вернулся я вчера из заграничного вояжа. Впрочем, вчера я туда и отправился и сам вояж продолжался часа полтора. Однако, оно того стоило: впечатлений - море, ну и фотографий тоже есть маленько.
Итак, "В Иорданию - без визы" (а так же без паспорта, если уж на то пошло)
Есть такое потрясное местечко в наших Палестинах - Нахараим называется, чтобы туда попасть, надо выехать через Бейт-Шеан на 90 трассу и проехать к северу километров 10 - 15. В общем, не так, чтобы уж очень далеко. Там Петя (Пинхас) Рутенберг (да-да, тот самый эсер, который попа Гапона завалил!) воздвиг гидроэлектростанцию. С невиданным по тем временам размахом. Если бы ее строили, как у нас принято, то для начала, макнули бы в Иордан динамо-машину от велосипеда, прикрутили бы лампочку ватт на 10 и, убедившись, что работает, задумались, как это дело расширить. Скорее всего, макнули бы еще 100 таких же машин, или 50, но помощнее. А тут - сложная система плотин, резервуары воды и, что важно, отработанная вода возвращается в нижнее течение Иордана. Судьба строения была печальна: поселок Тель-Ор, построенный им для рабочих, пал аккурат в день провозглашения государства Израиль под натиском Иракского легиона (превед, Саддамчег). Сама территория электростанции отошла к Хашемитскому Королевству в пьяном угаре мирного процесса (впрочем, наш вечноживой частично реабилитирован в моих глазах: судя по запутанности и абсурдности соглашений по этой территории, пил он явно не один). Хотя, должен отметить, соглашение о перимирии 1949 года предполагало, что граница пройдет по Иордану, однако на Родосе Моше Даян, коварно воспользовавшись тем, что иорданские офицеры малость задремали, перерисовал линию границы в этом месте по реке Ярмук, те, не заметив подвоха, карту подписали.
Такие, вот дела, а теперь
Вот такая приветливая надпись. Впрочем, судя по шрифту, табличке этой лет 40
Ресторан "Рутенберг". Выбоины на чистой штукатурке напоминают о зверствах иорданской военщины. И штукатурка и выбоины регулярно обновляются. ресторан, кажется, закрыт.
Разрушенный железнодорожный мост, через который подвозились материалы для электростанции. О самой железной дороге - чуть ниже.
Граница на замке, блин.
Это, собственно, иорданская военщина и есть. Снимок шпиёнский: армейские обьекты у них, как и у нас, снимать нельзя. Пришлось телевиком из кустов.
Британский "пилл бокс" - караульная башня, с иорданской королевской эмблемой. Не используется с 1948 года.
Пожалуй, самое интересное сооружение: железнодорожная станция, построенная Рутенбергом в стиле "баухауз" - дома в этом стиле в нашем регионе можно встретить только в Тель Авиве. Как выяснилось, еще такое вот строение в Нахараим. Очень любопытно почитать надписи на самом сооружении - остались с тех времен. В основном имена и даты (встречаются имена детей довольно известных деятелей) и реплики на иврите, английском и арабском - "почему чертов поезд опять опаздывает?". Машина моя, жаль что поезда все нет.
А вот, что осталось от самой турецкой железной дороги. Это - бывшая часть ветки Хайфа - Дамаск, которая сама являлась ответвлением Хиджазской железной дороги (Дамаск - Амман - Акаба - Хиджаз (ныне часть Саудовской Аравии)) Кстати, Хиджазская железная дорога фрагментами работает до сих пор. Про эту железную дорогу сложено множество легенд. Утверждается, что ни один билет не был продан: проще было "договориться" с кондуктором. Поезда ходили со скоростью явно ниже скорости звука: как-то еврейские пролетарии обнаружили своего товарища едущего на осле. Моше, запрыгивай, крикнули они ему, едем в Хайфу! Отстаньте, ответил Моше, я тороплюсь...
Фрагменты сооружений электростанции