http://www.svoboda.org/content/article/24928782.html#page=1 Последнее исследование британских социологов показало, что
"Жителей Британских островов в возрасте от 18 до 24-х лет идеи равенства, братства и социального государства прельщают куда меньше, чем в свое время поколение их родителей."
В то же время считается, что в России сейчас левачество очень популярно у молодежи.
Мне кажется, что "левая идея", которой подвержена молодежь последние два века понимается несколько узко, что и заставляет удивляться таким "нестыковкам".
Если вспомнить расхожее выражение, приписываемое многим известным европейцам (кажется, первоисточником был Жорж Клемансо) и существующее в различных вариантах, "если в 20 ты не был революционером, у тебя нет сердца, если в 40 ты не стал консерватором, у тебя нет ума", то понимаешь, что ключевое слово тут - "сердце". Молодой человек остро реагирует на несправедливость, хочет стать защитником слабого. Этот " слабый" - и крепостной крестьянин, и чернокожий в Америке, и женщины, лишенные политических прав, и рабочие, лишенные прав экономических, и сексуальные, национальные, религиозные меньшинства, и культурные авангардисты, и дети, и животные, и вообще живая природа под пятой индустриального мира.
В основе "левой идеи" не социально-экономические, а этико-эстетические мотивы. Молодежные левые настроения чаще направлены не на завоевание своих прав, а на защиту прав других, по их мнению несправедливо обделенных. Левые ПОДДЕРЖИВАЮТ профсоюзные, женские, национально-освободительные движения. Незамыленному молодому глазу виднее несправедливости системы, молодая энергия выплескивается в борьбу с ними.
Поэтому нельзя считать левыми наших коммунистов, сторонников диктатуры пролетариата. Левые вообще не могут быть сторонниками диктатуры, если не говорить о диктатуре закона и т.п. Левые поддерживали пролетариев, когда те были бесправны и экономически обделены. Левые не могут поддерживать доминирующую группу, они против доминирования. Так же как американские левые не за негров вообще, а за равноправие черных и белых.
Если вспомнить вторую часть известной фразы, "кто к 40 не консерватор, у того нет ума", то мне хочется ее понимать так:
с возрастом какие-то слишком радикальные идеи отбрасываются( например, человек понимает, что всех веганами не сделаешь), какие-то идеи воплощаются в законы, и люди, которые радикалами бились за эти законы, естественно становятся консерваторами.
У нас интересная страна. 70 лет здесь вроде бы воплощались левые идеи, а на самом деле даже в социально-экономическом их понимании мы отстали от Запада на целую эпоху: ни профсоюзов, ни нормально работающего трудового кодекса, ни вменяемого пенсионного обеспечения. А уж в идейном смысле левым - непаханное поле работы: разгул национализма, расизма, сексизма, гомофобии. Так что увлечение молодых левыми идеями у нас очень своевременно и может быть очень плодотворным, если не путать их с желанием "отобрать и поделить", и консервативным стремлением "назад в СССР". А путаница такая есть, и ее используют некоторые старшие "товарищи", рассказывая сказки о счастливой жизни в Советском Союзе.
В западных же странах в социально-экономическом отношении левые сделали, может быть, даже больше, чем стоило. Это в немалой степени привело к сегодняшнему кризису. Поэтому молодежь, во всяком случае на британских островах, сегодня в этом смысле правее предыдущих поколений, но это не консерватизм, это осознание или интуитивное ощущение сделанных перегибов, критика сделанного отцами.