Я уже спойлила, что поступлению в немецкую магистратуру - это цветочки по сравнению с подготовкой документов для студенческой визы. И правда, второе мне показалось гораздо более сложным процессом, чем первое.
Причем, дают визу вроде бы всем, кто поступил в магистратуру, и за кем нет каких-то особых грешков. Во всяком случае, я не знаю никого, кому бы отказали в немецкой визе для учебы в магистратуре. И на форумах таких историй не встречала. Но сам процесс сбора необходимых документов показался мне очень муторным (особенно из-за того, что у меня нет стипендии). Ну ладно, не буду больше пугать, приступлю к делу.
Документы для немецкой студенческой визы:
1. Две анкеты и две формы 55
Я не знала, что писать в некоторых пунктах анкеты, и оставила пустые места. Мне повезло, работник в консульстве был адекватный, подсказал, что где вписать. Из того, что запомнилось: если у вас еще не забронирована комната в общаге, в графе о месте проживания в Германии можно написать адрес вуза. Если возникнут еще какие-то вопросы по анкете, пишите в личку, может смогу помочь.
2. Три фотографии на белом фоне 45х35 мм
Две нужно наклеить на анкеты, а то могут наорать в консульстве)
3. Загран минимум с двумя свободными страницами и две копии первого разворота
4. Российский паспорт с двумя копиями заполненных страниц
5. Письмо из вуза о допуске к учебе
Это может быть Zulassungsbescheid (справка о допуске), либо Immatrikulationsbescheid (справка о зачислении), либо письмо из Uni-Assist о том, что вы подали документы, они рассмотрены, и вы допущены к поступлению в немецкие вузы.
Это очень удобно, так как визу можно получать не дожидаясь ответа из вуза, которые иногда приходят очень поздно - в конце августа или даже в сентябре.
Если вы подаете не через Uni-Assist, а напрямую в вуз, можно попросить его прислать вам справку о том, что вы подали документы, и являетесь абитуриентом.
На форумах читала, что иногда требуют оригиналы этих документов, но у меня письма, присланные по электронной почте, и этого было достаточно. Вот что написано на сайте посольства: «Достаточно представить распечатку файла в формате PDF, если в нём содержатся подпись и печать университета». На письмах из Uni-Assist подписи нет, но стоит приписка «Действительна без подписи», и, насколько я знаю, посольство их принимает.
6. Доказательство финансирования пребывания в размере 7.908 евро. В этом и есть основная сложность, и об этом я написала
отдельный пост.
7. Диплом и его официальный перевод (нотариальный не нужен, достаточно печати переводчика) на немецкий язык
8. Мотивационное письмо на немецком или английском, в зависимости от того языка, на котором вы будите учиться. Я предоставляла то же письмо, что и в вуз
9. Резюме
10. Я брала на всякий случай сертификат TestDaF, но он вроде не пригодился
11. Страховка. У меня была обычная турстраховка на первые две недели в Германии. Никаких претензий и вопросов к ней не было. Но если возникнут, всегда можно купить страховку прямо у забора консульства.
12. Справка о регистрации или о работе в том регионе, к которому относится консульство.
Обратите внимание, этого пункта в
списке документов на сайте посольства нет. Нигде также не указано, что запрещено подавать на визу не в своем регионе. НО! У меня не приняли документы из-за того, что я не зарегистрирована в Москве. Несмотря на то, что у меня даже копия трудовой книжки с переводом на немецкий с собой была! Сказали, что в трудовой не указано, что я работаю именно по московскому адресу, а не удаленно или в филиале в Уфе. Пришлось переподавать почти через неделю со справкой, в которой было написано, что я работаю в Москве, по такому-то адресу.
Скорее всего, мне просто не повезло, так как у мужа документы приняли без вопросов и справку с работы толком не посмотрели (он ходил после меня и уже перестраховался). И у меня второй раз даже толком не посмотрели на эту пресловутую справку. В общем, человеческий фактор тут играет большую роль. Если что, документы у мужа и меня принимал молодой мужчина, если он будет, идите лучше к нему, а не к нервным теткам.
13. У меня еще было свидетельство о браке, так как у меня половина документов на старую фамилию. Все документы, выданные ЗАГСами, нужно апостилировать.
14. 60 евро В РУБЛЯХ по адскому курсу посольства - сбор за подачу заявления. Если что, в узбекском ресторане рядом с консульством есть банкомат.
Оформление:
Все документы (кроме мотивационного письма, видимо) должны быть переведены на немецкий и заверены печатью переводчика.
У всех документов, кроме анкет и фотографий, должны быть две копии. Перед походом в консульство разложите их на три группы - оригиналы и две стопки копий.
Сроки:
Учтите, что летом на прием в посольство нужно записываться за месяц. Особенно в июле и августе. Так что сделайте это заранее.
Виза делается в среднем четыре недели. У меня ровно через этот срок была готова, но стоит заложить пару недель про запас, если есть такая возможность.
Сколько я потратила:
1. Перевод диплома (4 страницы по 450 рублей) - 1800 рублей
2. Страховка - около 1000 рублей
3. Перевод страховки на немецкий язык (2 страницы по 450 рублей) - 900 рублей
4. Пошлина за апостиль на свидетельстве о браке - 1500 рублей
5. Перевод свидетельства о браке и апостиля я делала сама, а заверение стоило 225 рублей
6. Сбор за подачу заявления - по сентябрьскому курсу это было около 3000 рублей
Итого: 8425 рублей (без расходов на открытие блокированного счета в немецком банке)
Виза выдается на три месяца. Потом ее нужно продлить уже в Германии. Для этого помимо вышеперечисленных документов нужна справка о зачислени в вуз (Immatrikulation), немецкая государственная страховка (стоит 78 евро в месяц) и договор на аренду жилья. Мне даже не надо было самой записываться в миграционную службу (Ausländerbehörde). Когда я зарегистрировалась в ратуше, мне пришло письмо о том, что моя виза скоро кончится, и что такого-то числа я могу прийти на прием в миграционную службу для ее продления. Там же был полный список документов.