«Из всех искусств важнейшим для нас является кино», - говорил В.И. Ленин.
По заданию правительственной комиссии по подготовке к 20-летию первой русской революции (1905 года) фильм нужно было подготовить к показу в декабре 1925 года. Сроки были невозможно короткие, а тут еще погода вмешалась в съемочный процесс: из предосеннего хмурого Ленинграда пришлось срочно переезжать в солнечную Одессу, из многособытийного сюжета сценария Нины Агаджановой выбрать лишь один эпизод - восстание на броненосце «Потемкин». Кто мог подумать тогда, что результат будет столь грандиозным, хотя премьера немного задержалась.
Фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна вышел в 1926 году. Премьера состоялась в Первом Госкинотеатре, фасад которого представлял собой макет броненосца, а перед началом показа игрался гимн восстания. В первые недели показа фильм посмотрели свыше 300 тысяч советских зрителей. Есть воспоминания, как зрители почти хором во время показа читали надписи на экране. Возможно ли представить подобную реакцию сегодня...Тогда было рождение кино - это чудо на экране людей искренне восхищало.
В 1978 году «Потемкин», по мнению киноведов всего мира, был назван первым среди ста лучших фильмов. Мировые профессиональные киносообщества не раз называли немой фильм Эйзенштейна один из величайших фильмов в истории.
Мне неоднократно приходилось слышать об этом фильме, но посмотреть удалось только сейчас. Действительно фильм поражает качеством режиссуры и монтажа, особенно применительно к тому времени.
Считается, что фильм совершил своего рода революцию в киномонтаже.
Дело не только в том, что были вручную раскрашены 108 кадров с флагом, реющим над «Потемкиным», победившим старый мир. Из перипетий реального восстания на броненосце и в Одессе Эйзенштейн выбирает главные события, сгущая их методом «монтажа аттракционов», разработанным еще в предыдущей картине режиссера - «Стачка».
Операторская работа отличалась оригинальными точками съемок, неожиданными ракурсами. Впервые в истории в кино можно было увидеть столь смелые монтажные сопоставления дальних и общих планов с крупными планами и кадрами деталей. Картинка, даваемые автором образы воздействуют на зрителя своей контрастностью, возникает эффект маятника. Кадры фильма вовлекают зрителя в самую гущу происходящего. Эйзенштейну удалось в немом фильме мастерски выстроить сцены, точно рассчитать их чередование, что позволило достичь предельной выразительности. При этом фильм был снят и смонтирован всего лишь за четыре месяца работы.
Картина смотрится, как документальная. В процессе забываешь, что это игровое кино, хотя, ловя себя на мысли, что перед тобой актерская игра, улавливая подчеркнутость, гиперболичность мимики, вспоминаешь, что перед тобой игровой фильм со всеми присущими ему особенностями.
Игра актеров захватывает. Главного героя нет - героем является коллектив, коллективный разум, гнев, порыв. Погруженные всецело в происходящее на экране, мы видим этапы мобилизации матросского восстания. Видим, как закипает кровь и поднимается воля народная против гнета и несправедливости. Через игру актеров передаются неподдельные эмоции смятения и страха, сменяющиеся потом решимостью и готовностью принести себя в жертву на благо будущего.
Для передачи глубинных смыслов Эйзенштейн использует не только игру. Ему присущ глубокий символизм, каждому кадру и образу придается большое значение. Так, когда режиссер ассоциирует кортик и крест, - и то, и другое является оружием против взбунтовавшихся матросов. Аналогично одесситка с раненым мальчиком на руках символизирует Родину-мать с израненным ребенком - как символом будущего, революции.
Известно, что Эйзенштейн сконцентрировал в сценах на лестнице своё личное видение событий, произошедших в Одессе после прибытия туда «Потёмкина», и создал потрясающую по своей художественной выразительности картину грубого насилия и безнадежного человеческого отчаяния. Естественно, благодаря эмоциональному наполнению, ключевыми в фильме стали два эпизода с детьми: грудным ребёнком в коляске и мальчиком. Сцена на лестнице вызывает у зрителя бурю негодования. Беспощадность власти в подавлении народного восстания демонстрируется, когда смятенная толпа топчет тело ребенка.
Музыка, будто бы рожденная для фильма
Для понимания идей фильма значимым фактором являлось музыкальное сопровождение. Ведь в немом фильме музыка говорит за героев. В 1930 году музыку к фильму написал немецкий композитор Эдмунд Мейзель. Позже свою музыкальную версию создал Николай Крюков. Но самое знаменитым музыкальным сопровождением стала «озвучка» Дмитрия Шостаковича, написавшего музыку к фильму еще в 1965 году. Когда в 1976 году фильм был перенесён на более совершенную плёнку, то в качестве музыки к нему были использованы фрагменты симфоний Дмитрия Шостаковича: №5, №8 и №10 и «1905 год», удивительно гармонично подошедшие к изображению. Многие части музыки и фильма совпали практически один к одному, что создает впечатление написанной под фильм музыкальной импровизации.
Известность через запреты
Любопытным фактом стало то, что мировой прокат «Броненосца «Потемкина» испытал массу сложностей. В одном из городов Германии, где был запрещен показ фильма, даже состоялся народный уличный протест. Прокатная компания через суд отстояла показ фильма, но он вышел с большими купюрами. Со многими поправками фильм вышел и в США. В большинстве же стран Европы фильм вовсе был запрещен. С чем же была связана такая скрупулезная идеологическая чистка?
Во-первых, идеологическая мощь фильма признавалась всеми. Даже сегодня «Броненосец «Потемкин» продолжает оставаться актуальным. Праведный гнев матросов стал символом сопротивления насилию и угнетению на все времена. Известно, что министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс восхищался агитационными свойствами фильма: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком...»...И внес картину в список самых опасных для Германии произведений искусства.
Режиссер Чарли Чаплин, подлинный антифашист, обвиняемый в симпатиях к советской России, назвал «Броненосец «Потемкин» «лучшей кинокартиной мира», тогда же американская киноакадемия признала его лучшим фильмом 1926 года.
А совсем недавно, в 2005 году, на Берлинском кинофестивале прошла премьера отреставрированной версии кинофильма Сергея Эйзенштейна. Известно, что были восстановлены утерянные ранее кадры и промежуточные титры, в частности, оригинальные слова Троцкого в прологе фильма, запрещенные цензурой, а также купюры в сцене на Потемкинской лестнице.
«Броненосец «Потемкин» - это символ советского кино на заре мирового кинематографа. В фильме показаны идеи, события, люди прямо рассказывающие сами о себе. Веришь происходящему в кадре благодаря великому таланту режиссера, создавшему фильм, в котором каждый кадр, словно хроника тех событий. В финале фильма зритель искренне радуется вместе с матросами победно реющему красному флагу - символу победившей справедливости. Контраст эмоций, которые заставляет пережить режиссер Эйзенштейн, приводит зрителя в состояние катарсиса, желания пересмотреть ценности, завладевшими умами простых людей тогда и столь актуальные сегодня.
Детская коляска, пущенная по лестнице, прокатилась по экранам всего мира и по самим душам зрителей. С выходом фильма «Броненосец Потёмкин» уже знаменитая на тот момент лестница в Одессе стала именоваться «Потёмкинской». И по факту подменила историческую реальность творческим вымыслом кинорежиссёра Эйзенштейна, ставшего классиком мирового кинематографа. Случившееся с экипажем броненосца «Потёмкин» - настоящим символом Одессы, ее народной воли и сопротивления поработителям. Даже на плакатах времен Великой Отечественной войны Потёмкинская лестница олицетворяла мужество защитников Одессы, и всех защитников на просторах нашей необъятной советской Родины.