Богатырь

Feb 24, 2011 15:44




Гуляя по интернету наткнулся на вот этого богатыря. Это самый большой в мире действующий паровоз Union Pacific Challenger № 3985. Сразу вспомнил детство. Паровозы - одно из самых ярких моих детских впечатлений. Я еще застал время, когда их нередко можно было видеть на железных дорогах. Чаще всего их использовали как маневровые локомотивы, но иногда они водили и пригородные поезда на нашей глухой ветке. По железной дороге мне приходилось путешествовать часто, но ни тепловозы, ни электровозы не казались мне особенно интересными. Для меня они мало отличались от обычных вагонов. Электровозы в моих глазах, к тому же компрометировало сходство с трамваями.


Впервые паровоз я увидел, когда мне было, наверное, года три, и он меня несказанно удивил. Огромный, черный, извергающий облака дыма и пара - он выглядел необычно и празднично, с огромными красными, с белой каймой, колесами, с прицепленным сзади, казавшимся игрушечным вагончиком, тендером. А когда паровоз приходил в движение - это было просто завораживающее зрелище. Если состав был тяжелый, то при начале движения бывало, что колеса несколько раз пробуксовывали. Все эти шатуны, дышла, штоки, названия которых я, разумеется, не знал, приходили в движение, смысл которого ускользал от детского ума. На рисунках, когда я, и другие дети, пытались передать паровоз в движении, мы рисовали какой-то зигзаг, а то и несколько, поверх колес, и нам казалось, что нарисовано все в точности так, как оно бывает на самом деле, но когда доводилось вновь увидеть движущийся паровоз, я понимал, что мы рисуем что-то совсем не то.

Конечно, те паровозы, которые я застал, были уже не совсем «настоящими». Топились они не углем, а мазутом, подававшимся в топку из огромной стальной бочки, возвышавшейся над тендером, как объяснил мне отец. Потом он принес мне из библиотеки какое-то редкостное издание начала века - альбом в трех томах, где в начале каждого тома был небольшой текст на непонятном языке (наверное по-английски, а может и по-немецки), а потом сотни фотографий паровозов - европейских, американских, русских, наверное, с 60-х годов XIX века, когда фотография начала широко распространяться. Сейчас уже точно не помню, но в первом томе, кажется, еще были гравированные изображения самых первых паровозов, начиная со стефенсоновского. Я их мог часами рассматривать и пытался перерисовывать. Года на два рисование паровозов стало любимым моим занятием. Думаю, что эта книга попала в наш город вместе с библиотекой Рижского Политехнического института, который был сюда эвакуирован в 1915 году, вместе со многими другими библиографическими редкостями.
    Вот UP Challenger в движении:

image Click to view

жизнь, интернеты

Previous post Next post
Up